В журнале Nature опубликованы результаты международного исследования, анализирующего генетический материал почти 300 тысяч человек из 15 стран, содержащийся в британской базе данных UKBiobank. Авторы определили 74 генетических маркера, которые можно связать с числом лет, потраченных человеком на формальное образование. Эта работа стала продолжением предыдущего обобщения на меньшем числе данных.
Авторы работы проанализировали 9 млн вариантов генов, пытаясь выявить те, что влияют на достижения в учебе. Они обнаружили всего 74 генетических маркера, оказывающих сильное индивидуальное влияние на процесс образования человека. Это составляет всего 0,43% от всех генетических факторов, обуславливающих способности к учебе, и объясняют только 3,2% различий, связанных с формальным образованием человека. К примеру, человек, у которого отсутствует в ДНК участок, сильнее всего влияющий на достижения в учебе, учится на девять недель меньше, чем человек с двумя копиями этого участка.
Авторы считают, что найденные ими генетические маркеры включают и те, что влияют на лучшее решение когнитивных тестов. Это подкрепляет гипотезу зависимости интеллекта от уровня образования.
Сами авторы указывают на ограниченность полученных результатов. Во-первых, сами по себе найденные маркеры не могут предсказать успехи человека в школе, кроме того, в работе использовали данные о людях только европейского происхождения, и не понятно, можно ли применить эти результаты на африканцев и азиатов. Во-вторых, даже если будет точно установлено, какие гены влияют на образование, то генетический эффект будет, вероятно, сглажен другими факторами — социально-экономическими и воспитанием в семье.
Мнения экспертов, опрошенных Nature, по поводу результатов этого исследования весьма различаются. Одни полагают, что работа окажет влияние на социальные науки, к примеру, поможет предсказать генетику того, как дети сдают стандартные тесты. Другие считают, что финансирование подобных исследований следует прекратить, поскольку они мало прибавляют к нашему знанию. Третьи думают, что знание генетических факторов учебы поможет в будущем родителям, воспользовавшимся искусственным оплодотворением, выбирать какой из эмбрионов оставить.