Используя новый метод секвенирования, исследователи из Университета Томаса Джефферсона (США) обнаружили молекулы РНК неизвестного ранее типа, а также доказательства того, что они могут участвовать в процессе старения организма, передает портал EurekAlert!. Исследование опубликовано в PLOS Genetics.

Новый тип РНК назвали циклической фосфатсодержащей РНК, или цФ-РНК (cyclic-phosphate containing RNA, cP-RNA). Ученые и раньше знали о существовании этого типа, однако считали, что это лишь промежуточная форма, которая получается во время расщепления РНК. Внимательно ее изучить было сложно, так как современные методы отслеживания молекул РНК – амплификация и секвенирование – не могут захватывать цФ-РНК.

Тем не менее ученые нашли способ. Три года назад они разработали систему, которая позволяет нацелиться именно на цФ-РНК. Благодаря ей исследовательская группа смогла амплифицировать и секвенировать все молекулы нового типа РНК, присутствующие в тканях мыши. Последнее выявило несколько сюрпризов. Во-первых, в клетках находилось намного больше цФ-РНК, чем ожидалось. Ученые определили множество новых видов цФ-РНК, которые создаются из различных типов клеточных РНК, таких как транспортные РНК, матричные РНК и рибосомальные РНК. Так, цФ-РНК, полученных из рибосомальной РНК, было в 300 раз больше, чем всех разновидностей микроРНК, встречающихся в клетке, вместе взятых. Это говорит о том, что циклические фосфаты могут участвовать в функционировании РНК с различными ролями в клетках.

Также было установлено, что циклическая фосфатсодержащая РНК присутствует во всех тканях тела мыши, включая ткани легких, мышц, селезенки и тимуса. Наконец, исследователи увидели, что количество цФ-РНК со временем менялось, уменьшаясь по мере старения мыши.

[Фото: ktsdesign / ru.123rf.com]