Финские ученые обнаружили, что ось вращения черной дыры в двойной системе MAXI J1820+070 наклонена более чем на 40 градусов относительно оси орбиты звезды-компаньона. Открытие бросает вызов текущим теоретическим моделям образования черных дыр, сообщает пресс-служба Университета Турку. Результаты наблюдений опубликованы в журнале Science.

Как правило, в космических системах, где мелкие объекты вращаются вокруг центрального массивного тела, собственная ось вращения этого тела в значительной степени совпадает с осью вращения его спутников. Это верно и для нашей Солнечной системы: планеты вращаются вокруг Солнца в плоскости, которая примерно совпадает с экваториальной плоскостью Солнца. Наклон оси вращения Солнца по отношению к оси орбиты Земли составляет всего семь градусов.

Тем не менее, это правило не работает в таких системах, как MAXI J1820+070, которая состоит из чредой дыры и звезды. Черные дыры в подобных системах образовались в результате космического катаклизма – коллапса массивной звезды. «Теперь мы видим черную дыру, увлекающую за собой вещество ближайшей, более легкой звезды-компаньона, вращающейся вокруг нее, мы видим яркое оптическое и рентгеновское излучение как последний вздох падающего вещества, а также радиоизлучение релятивистских струй, выброшенных из системы», — говорит Юрий Поутанен (Juri Poutanen), профессор астрономии Университета Турку и ведущий автор статьи.

Следя за этими струями, исследователи смогли очень точно определить направление оси вращения черной дыры. Поскольку количество газа, падающего от звезды-компаньона в черную дыру, позже начало уменьшаться, система потускнела, и большая часть света в системе исходила от звезды. Учитывая это, исследователи смогли измерить наклон орбиты с помощью спектроскопических методов.

[Иллюстрация: R. HYNES]