Китайские ученые впервые клонировали макак-крабоедов методом переноса клеточных ядер. Точно такой же способ использовали и для создания первого в мире клонированного млекопитающего — Долли в 1997 году. К сожалению, эффективность метода и спустя два десятилетия остается низкой. Статья о проделанной работе опубликована в журнале Cell.

Ранее приматов уже клонировали, но другим способом — разделением эмбриона на две части на самых ранних стадиях его развития, когда он еще способен полностью восстановиться от такой манипуляции. Минус этого метода в том, что таким образом можно получить всего две одинаковые особи за раз.

Зато пересадку ядра клетки одного животного в яйцеклетку другого с предварительным удалением ядра самой яйцеклетки можно проделать неоднократно. Донорами ядер могут быть все десятки или сотни тысяч клеток одного типа в организме отдельно взятого животного, так как все они несут одинаковые гены. Яйцеклетки при этом не обязаны быть одинаковыми, так как их генетический материал в процессе уничтожается и не влияет на конечный результат. Поэтому исследователи выбрали именно пересадку ядер.

Эта процедура производится частично вручную. Экспериментатор следит за процессом с помощью микроскопа. Авторы работы улучшили видимость клеток, над которыми проводятся манипуляции. Отчасти поэтому эффективность клонирования с помощью пересадки ядер повысилась. Однако из 60 яйцеклеток с замененными ядрами и введенных суррогатным матерям, полностью развились и стали здоровыми обезьянами только две. То есть успех клонирования составил 3,3%. Для создания Долли в свое время потребовалось 275 таких яйцеклеток, 274 из них не стали полноценными эмбрионами. Иными словами, эффективность клонирования тогда равнялась 0,36% — на порядок меньше, чем в случае макак.

Цель получения клонированных обезьян — создание максимально точной и близкой к человеку животной модели для изучения различных заболеваний. В любых исследованиях на животных стараются использовать как можно более генетически близкие друг к другу особи, чтобы развитие заболевания у них шло максимально сходным образом или чтобы потенциальное лекарство действовало на них одинаково. Так повышается достоверность данных и исключаются их ложные толкования.

Китайские законы дают больше свободы в плане манипуляций над приматами, и речь идет не только о макаках, но и о человеке. Именно в Китае были проделаны первые исследования по редактированию генов человеческих эмбрионов на ранних стадиях развития.

В «западных странах» восприняли их не вполне одобрительно. Руководитель обсуждаемого исследования, профессор и директор одного из китайских исследовательских институтов Му-Мин Пу (Moo-Ming Poo) понимает, что и его новое исследование может вызвать закономерные этические вопросы. Раз технологию успешно применили к макакам, значит, теоретически так же можно клонировать и человека. Пу заверяет, что его группа не собирается этого делать, да и количество клонированных макак-крабоедов не превысит минимально необходимого.

[Иллюстрация: Qiang Sun and Mu-ming Poo/Chinese Academy of Sciences]