Как и взрослые, дети часто прибегают к чувству юмора в своей повседневной жизни. Некоторые любят подшутить над собой, другие — над окружающими. Но как детский юмор влияет на их взаимоотношения с людьми и их психологическое состояние? Чтобы выяснить это, ученые провели исследование чувства юмора у детей и подростков от 11 до16 лет и обнаружили взаимосвязь между склонностью к определенному типу шуток и психологическим благополучием ребенка. Исследование было опубликовано в Europe’s Journal of Psychology.

Исследование опиралось на результаты более ранней работы, анализировавшей типы юмора у взрослых. В ней профессор Род Мартин и его коллеги использовали специальный опросник, при помощи которого выделили четыре типа юмора: самоутверждающий, аффилиативный, саморазрушительный и агрессивный. Ученые нашли подтверждение тому, что тип юмора оказывает положительное или отрицательное влияние на отношения с другими людьми и психологический статус человека.

Самоутверждающий юмор используется для повышения самооценки, уверенности в себе, но не причиняет вреда другим. Например, человек, расстроенный какой-то ситуацией, пытается найти в ней что-то смешное и тем самым повысить свое настроение. Аффилиативный юмор улучшает взаимоотношения с окружающими и снижает напряженность и неловкость при общении. Такой юмор используется, когда человек шутит и смеется в компании друзей.

Эти два типа юмора называются адаптивными.

Саморазрушительный юмор часто используется для улучшения отношений с людьми за счет шуток над самим собой, в то время как агрессивный повышает настроение шутника за счет смеха над другими людьми. Эти два типа юмора называются дезадаптивными — доказано, что они потенциально могут нанести психический ущерб. Так, частое применение агрессивного юмора вызывает враждебное отношение окружающих и в конечном счете оборачивается против самого шутника. Саморазрушительный юмор причиняет вред психическому здоровью человека, так как целью злых шуток является он сам, принижая себя и отрицая свои эмоциональные нужды ради того, чтобы повеселить других.

Важно видеть различия между данными типами юмора, поскольку они связаны с разными аспектами психологического и социального взаимодействия. В разных исследованиях было показано, что взрослые, которые использовали адаптивный юмор, в целом обладали лучшим психическим здоровьем и более высокой самооценкой, в то время как любители дезадаптивных типов юмора отличались повышенной тревожностью, склонностью к депрессии и пониженной самооценкой. Использование агрессивного юмора также ассоциируется с социальной дезадаптацией — те, кто прибегает к такому типу юмора, чаще сталкиваются с проблемами в личных отношениях.

Детский юмор

Используя описанный выше подход, ученые решили таким же образом исследовать типы юмора у детей и подростков. Они составили опросники, которые дети заполняли в начале и в конце учебного года, и обнаружили такие же взаимосвязи между типом юмора, который использует ребенок, и его социальной адаптацией, что и у взрослых.

Оказалось, что дети,  использовавшие саморазрушительный юмор в начале учебного года, испытывали повышенное чувство одиночества, признаки депрессии и снижение самооценки в конце года. А это может вызывать новый всплеск саморазрушительного юмора, таким образом создавая порочный круг.

Ученые, однако, обнаружили, что саморазрушительный юмор вреден не всем. Только незначительное количество людей применяет строго один стиль юмора, большинство же комбинируют разные типы. Поэтому ученые решили немного изменить подход и разделили детей на такие группы:

«межличностные шутники», которые использовали чаще среднего агрессивный и аффилиативный юмор, а два других типа — ниже среднего;

«саморазрушители», которые чаще среднего прибегали к одноименному типу юмора, но редко к трем другим;

«юмористы», которые чаще среднего использовали все четыре типа юмора;

«адаптивные юмористы», которые часто прибегали к адаптивным типам юмора и редко — к дезадаптивным.

Саморазрушители набрали больше баллов по шкале социальной адаптации в сравнении с юмористами, которые, как ни странно, прибегали к саморазрушительному юмору даже чаще самих саморазрушителей. Это означает, что негативные эффекты такого типа шуток могут уменьшаться при совместном использовании более позитивных стилей.

Это значит, что нам нужно пропагандировать более широкое использование позитивных стилей юмора, поскольку они идут на пользу психическому здоровью и самооценке. Саморазрушающий стиль, хотя и приносит определенные бонусы в короткой перспективе, впоследствии может приводить к проблемам психологической и социальной адаптации, и поэтому его следует избегать или использовать в сочетании с более позитивными стилями.                                                                                                                                

Воспитатели и учителя должны сами научиться различать разные типы юмора и знать о том, как они влияют на психологическое благополучие школьников. Так они смогут разъяснять детям, каким образом тот или иной тип юмора влияет на их самочувствие, и помогут улучшить отношения ребят со сверстниками и повысить их самооценку.