Группа российских ученых из МГУ им. М.В. Ломоносова, Института лазерных и информационных технологий РАН, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН и Сколтеха исследовали углеродные структуры, полученные из восстановленного оксида графена, и продемонстрировали прототип болометра, созданного на основе этих структур. Статья ученых опубликована в журнале ACS Applied Materials & Interfaces.

Болометр — это устройство для измерения потока энергии электромагнитного излучения, основанное на изменении физических параметров термочувствительного элемента в результате его нагрева при поглощении энергии измеряемого излучения. В работе российских физиков продемонстрирован прототип болометра, который работает при комнатной температуре без дополнительного охлаждения.

Для его создания использовалась суспензия оксида графена, которая была получена с помощью стандартного метода окисления графита, который известен и широко используется. Полученная суспензия была нанесена на подложку, после чего было произведено лазерное микроструктурирование, которое привело к частичному восстановлению оксида графена и к изменению морфологии пленки, и, как следствие, к изменению ее оптических и термических свойств.

«Лазерное микроструктурирование оксида графена открывает возможность селективного создания антиотражающих, тепло- и электропроводящих покрытий.  Разработанная методика является достаточно дешевой, совместимой с традиционными полупроводниковыми технологиями и позволяет создавать антипоглощающие покрытия на больших площадях и практические на любых поверхностях. Обнаруженные свойства частично восстановленного оксида графена показывают перспективность его использования в болометрических матрицах и других ИК приборах», — рассказал Станислав Евлашин, научный сотрудник НИИЯФ МГУ.