Новый способ получать мощные антибиотики

Химики научились разрезать кольца молекул природных антибиотиков-макролидов на части, а потом соединять их вместе, получив таким образом свыше 300 новых вариантов, некоторые из которых уже продемонстрировали свою эфективность.

Химики из Гарвардского университета (США), под руководством профессора Эндрю Майерса (Andrew Myers) разработали новый способ получения мощных антибиотиков из класса макролидов. Их статью об этом, опубликованную онлайн в журнале Nature, пересказывает сайт журналаScience.

Макролиды, открытые в 1950-х гг. — изначально природные соединения, которые вырабатывают некоторые бактерии для того, чтобы отпугивать и убивать другие бактерии. Молекулы этих органических веществ состоят из замкнутых в кольцо цепочек из 14-16 атомов углерода, сбоку кольца при этом «торчит» сахарный «хвост».

Ученые создают новые, искусственные макролиды на основе натуральных, изменяя химические связи между разными атомами углерода в цепочке. Однако здесь есть одна большая сложность: в большой молекуле такие связи под внешним воздействием меняются непредсказуемо, и в результате обычно получаются совсем не такие свойства, которые нужны.

Майерс с коллегами смогли решить эту проблему. Их метод основан на разрезании молекулярного кольца природного макролида на отдельные куски-модули, и последующем соединении их в нужном порядке. В результате химикам из Гарварда удалось получить свыше 300 новых макролидов. Некоторые из них уже были протестированы в лабораторных условиях и продемонстрировали высокую эффективность против новых штаммов стафилококков и энтерококков, выработавших устойчивость к традиционным антибиотикам.

Прелесть нового метода еще и в том, что он позволяет получать на выходе большее количество антибиотика, чем это удавалось делать ранее.

«Это отличный пример блестящей химии, которая принесет ощутимую пользу обществу», — прокомментировал достижение коллег Фил Баран (Phil Baran), специалист по синтетической органической химии из университета Сан-Диего.

Профессор Майерс уже основал компанию Macrolide Pharmaceuticals для монетизации своего метода.

Стоит отметить, что проблема синтеза новых мощных антибиотиков стоит очень остро, так как устойчивость бактерий к разработанным ранее образцам стремительно растет, и ученые опасаются, что если так пойдет дальше, антибиотики через 10 лет могут вообще перестать лечить.

macrolide pharmaceuticals антибиотики макролиды стафилококки энтерококки