0 комментариев 566

Новый способ фильтрации в набухающих грунтах

Казанские ученые провели эксперимент и разработали новую модель фильтрации грунта в пористой среде

Специалисты НЦМУ «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты» разработали математическую модель, описывающую процесс ненасыщенной фильтрации в набухающих грунтах, и проверили ее на практике, сравнив полученные показатели с данными реального эксперимента.

«Результаты сравнения показали высокую адекватность разработанной модели, включающей новые физические факторы и призванные объяснить ранее не учитываемые явления. Теперь наша задача заключается в перенесении полученных результатов на совместную фильтрацию воды, нефти и газа. Необходимо заметить, что процессы, приводящие к поглощению или выделению воды горными породами, происходят при их переходе из одного типа в другой»,  объяснил заведующий кафедрой математических методов в геологии Института геологии и нефтегазовых технологий Максим Храмченков.

Описываемый процесс происходит в горных породах на достаточно большой глубине. Механика фильтрационного процесса зависит от различных факторов: перепада давления при бурении скважин, нагрузки верхних слоев горной породы, силы на стыке горных пород и фильтрующихся флюидов, температуры и много другого. Разработанная модель поможет достаточно точно рассчитать метаморфозы, происходящие в грунте. В теоретическом плане исследование расширяет представления о механизмах фильтрации сложных флюидов в целом. В практическом – это может оказать положительное влияние на уровень добычи нефти и газа в стране.

Результаты исследования опубликованы в международном журнале по физике и инженерии SpringerLink.

Источник: media.kpfu.ru