Археологическая экспедиция под руководством доцента кафедры археологии и этнографии НГУ и научного сотрудника Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН Сергея Алкина обнаружила наскальное изображение, выполненное древним человеком в районе села Горбица Сретенского района Забайкальского края в бассейне реки Ларги. Петроглиф достаточно крупный и включает множество элементов — на нем различимы человеческие фигуры, изображения быка, дерева и предположительно птиц. Об исследовании сообщает вебсайт НГУ.

Рисунок выполнен красной и оранжевой охрой на поверхности скалы. Ее отличает очень хорошая сохранность. Петроглиф был обнаружен много лет назад местным охотником. Более двадцати лет назад ее посещала группа школьников. С тех пор дорога к ней оказалась забыта.

Заново писаницу открыли в 2013 г. В течение двух последующих лет ученые фотографировали фрагменты наскальной композиции. «Теперь у нас есть полная копия, с которой уже можно работать: изучать изображения, анализировать сюжет. С одной стороны, наша задача – рассказать всем об этом удивительном петроглифе, ввести новый археологический памятник в научный оборот, привлечь к его изучению других специалистов. С другой стороны, очень хочется, чтобы писаница так и осталась не поврежденной», — сказал Сергей Алкин, руководитель экспедиции, доцент кафедры археологии и этнографии НГУ и научный сотрудник ИАЭТ СО РАН.

«Конечно, надо хорошо понимать, что интерпретация всех этих изображений непроста. Отдельные элементы можно трактовать в силу своей научной компетенции, археологических и этнографических аналогий. Центральными в композиции являются антропоморфные изображения. Трудно сказать определённо, кого они изображают: охотников или духов?

В частности, на петроглифе в Ларгах имеется фигурка, рядом с которой изображён круг — солярный знак, знак Солнца. Он имеет внутри перекрестье. Именно так во многих сибирских культурах обозначают шаманские бубны. Поэтому вполне возможно допущение, что фигура с солярным знаком изображает шамана с бубном», — добавил он.

Исследователи говорят, что петроглифы, как правило, создаются в местах проведения обрядов: часто под площадкой у таких писаниц обнаруживаются жертвенники и останки ритуальной утвари. Пока ничего подобного у Ларгинской писаницы найти не удалось, но это не удивляет ученых — недалеко от этого места ранее были обнаружены и другие памятники, включая стоянку охотников и рыболовов, датируемую бронзовым веком.

Предположительно, эти наскальные изображения были выполнены в эпоху бронзы — т.е. около четырех тысяч лет назад. Такое заключение позволяет сделать сравнение с аналогичными объектами, найденными на территории Восточного Забайкалья и Якутии.

Археологи пока не готовы точно сказать, кто были те люди, что оставили эти рисунки. Доподлинно известно лишь то, что этот регион не был пустынен в то далекое время. Скорее всего, авторы рисунков были тунгусо- или монголоязычными.

Читайте также на портале Научная Россия о самом древнем изображении извержения вулкана, оставленном людьми в «Пещере забытых снов» во Франции.

Сергей Алкин: «Такие точки иногда интерпретируют как символ счета, когда автор изображения фиксировал количество неких объектов (например, голов скота в стаде). Что касается ряда вертикальных палочек над горизонтальной линией, то, вполне возможно, это изображение длинных лодок-долбленок с сидящими в них людьми. Во всяком случае, именно так интерпретируют подобные рисунки наши коллеги в других регионах, а в Забайкалье это пока единственное известное изображение».