В пещере «забытых снов» — древнейшее изображение извержения вулкана

Среди палеолитических росписей в пещере Шове, возможно, есть изображение извержения вулкана.

Французские геофизики по-новому взглянули на палеолитические росписи в пещере Шове — они предположили, что рисунок, на котором полосы формируют нечто вроде букета, на самом деле есть извержение вулкана глазами первобытного художника. Результаты их исследования опубликованы в журнале PLOS-ONE.

Находящаяся на юге Франции пещера Шове знаменита своими наскальными росписями. Она особенно прославилась после того, как знаменитый режиссер Вернер Герцог снял документальный фильм в технике 3D — «Пещера забытых снов». Герцогу было разрешено снимать прямо в пещере, хотя и только со строго определенных точек. Техника 3D придала фильму великого режиссера особую реалистичность. После этого в пещеру Шове, которую и так любили туристы, ринулось такое количество народа, что властям пришлось построить поблизости копию и закрыть вход в настоящую пещеру, — в противном случае росписи просто не были бы сохранены.

В пещере Шове, как и в других палеолитических пещерах, преобладают изображения мощных древних животных — шерстистых носорогов, пещерных львов, медведей. Есть здесь и особая галерея, названная в честь изображенных там гигантских оленей — Megaloceros. Здесь помимо животных изображены еще странные взлетающие наверх полосы.

Французские геофизики во главе с Себастьяном Номадом (Sebastien Nomade) предположили, что это изображения извержения вулкана. Всего в 35 километрах от пещеры находятся несколько угасших вулканов, чьи извержения, безусловно, были бы видны обитателями Шове. Проблема заключается только в том, что до сих пор считалось, что эти вулканы извергались задолго до появления поблизости людей.

Между тем Номад и его коллеги изучили вулканические породы самых молодых здешних вулканов и пришли к выводу, что они извергались в период от 19 до 43 тысяч лет назад. Наскальные росписи датируются периодом 34-36 тысяч лет назад, а значит, в принципе первобытные люди могли видеть извержение. Номад считает, что эти вулканы извергались невероятно эффектно, напоминая знаменитый итальянский вулкан Стромболи, который выбрасывает лаву высоко в небо. Можно себе представить, как древние люди, по словам Номада, «забирались на холм рядом с пещерой, смотрели на север и видели вулканы. Они могли видеть их сверкание и слышать грохот извержения».

Картина, безусловно, яркая, и конечно же, вулканы, которые во все времена были окружены суеверным почитанием, должны были производить впечатление на древних людей.

Но все же есть несколько слабых мест в этой гипотезе. Во-первых, более точно датировать время извержения вулканов рядом с Шове на сегодняшний день невозможно. Соответственно, красивое предположение Номада остается пусть достаточно обоснованным, но предположением. Во-вторых, если принять это предположение, то, вероятно, надо будет внести некоторые поправки в наши представления о первобытном искусстве. На сегодня подавляющее большинство ученых считает, что наскальные росписи – это следы охотничьей магии, обеспечивавшей удачную охоту. Какую роль в этих ритуалах играло изображение вулканов? Воспринимали ли их, как загадочных божеств или же первобытные художники просто зафиксировали поразившее их природное явление? Пока ответов на эти вопросы нет.

археологические находки палеолитические росписи пещера шове