В опросе Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС приняли участие 884 учителей и 2778 учеников с 5 по 11 классы. Они ответили о готовности российских школ к новому учебному году в условиях повышенной эпидемиологической опасности – сообщает пресс-служба РАНХиГС.
Прошлый учебный год поставил перед системой образования множество проблем. В связи с пандемией коронавируса школы были вынуждены завершать учебный год в формате дистанционного обучения. Как для учителей, так и для учеников это обернулось необходимостью освоения новых компьютерных программ, дополнительным временем на подготовку материалов и их представление, сложностями в организации процесса обучения. Эксперты РАНХиГС изучили ожидания и тревоги главных участников образовательного процесса накануне нового учебного года. В опросе приняли участие респонденты 38 субъектов Российской Федерации. Большую часть составили представители из школ мегаполисов, их оказалось 96% от числа всех опрошенных.
Эксперты оценивали готовность школ к учебному году по следующим критериям: санитарная готовность; материально-техническая готовность; методическая готовность; профессиональная готовность педагогических кадров; психолого-эмоциональная готовность учителей и учащихся; информированность учащихся о новых условиях обучения.
Учителя большинства школ указали, что, по их мнению, к новому учебному году соблюдены все необходимые меры по предотвращению коронавирусной инфекции (75% респондентов). Ученики были проинформированы о новых условиях обучения, однако, только 59% обучающихся намерены выполнять санитарные требования в школе. Выше всего данное намерение проявляется у учеников 6 и 7 классов средней школы (22% и 19% – соответственно), а ниже всего (8 – 9%) – у старшеклассников (10 – 11 классы.). Как поясняют исследователи, санитарные правила Роспотребнадзора по организации обучения в этом учебном году требуют большой дисциплинированности. Чтобы приступить к занятиям ученикам предстоит ежедневно измерять температуру, соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра и минимизировать встречи с друзьями из других групп и классов. Исследователи подчёркивают необходимость проведения разъяснительных работ по обязательности соблюдения санитарно-профилактических мер в процессе обучения не только в школе, но и в транспорте, общественных местах и даже дома.
Учителя оценили и материально техническую базу. В большей мере, она соответствует проведению уроков в традиционном формате, но только около одной трети респондентов считают, что их образовательная организация имеет всю необходимую материально-техническую базу для работы, как в очном, так и в дистанционном формате. Техническое обеспечение тесно связано и с его освоением. Некоторые учителя по-прежнему ощущают некоторые затруднения по освоению новых программ и проведению дистанционных уроков.
Тем не менее, как учителя, так и ученики достаточно оптимистично настроены на начало нового учебного года. Несмотря на трудности, вызванные продолжением соблюдения мер по предотвращению распространения инфекции, они с готовностью принимают меняющиеся условия учёбы и ждут начала занятий, настроены на продуктивную работу и долгожданное возвращение после каникул. Примечательно: почти половина (46%) респондентов-учащихся выразили желание учиться в очном формате, среди них большинство – ученики 5 – 7-х классов. Предпочтение очному формату отдают и старшеклассники.
С полным отчётом можно ознакомиться в документе.
Фото: Ben Mullins on Unsplash