Можно ли помнить то, чего на самом деле не происходило? Да. И дело не в силе воображения или бурной фантазии. Вот уже много лет ученые исследуют так называемые ложные воспоминания. Что это такое – пока до конца не ясно, но кое-что уже известно

«Мы поехали на маленькой машине из Осло в Копенгаген. Машина сломалась. Я совершенно четко помню, как мы столкнули ее с причала в воду. Я даже помню, что причал был деревянным, хоть и уверен, что в Копенгагене таких нет», — делится своими воспоминаниями Свейн Магнуссен, почетный профессор Университета Осло, который долгие годы исследует ложные воспоминания и даже сам стал их жертвой.

В течение 30 лет он думал, что нарушил закон, пока не встретил своего старого приятеля, который рассказал, что у автомобиля была совсем другая судьба.

«В какой-то момент у меня появилось четкое воспоминание, как мы сталкиваем ее с причала. Вероятно, такую возможность мы обсуждали. И когда я себе это представил, картина запечатлелась в моей памяти как реальное событие», — объясняет профессор.

Случай с машиной – яркий пример того, как человек попадает в ловушку ложных воспоминаний, в которых зачастую нет ни капли правды.

Рождение воспоминаний

Память, подобно строителям, «возводят» нейроны. Это их реакция на раздражители. Когда между нейронами меняется сила связи, происходит реактивация – формируется наша память. Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность».

Между нейронами возникает сильный или слабый контакт – синапс. Используемые связи могут становиться сильнее, а неиспользуемые слабеют и со временем исчезают. Связь становится сильнее, когда нейрон A активирует нейрон B, который запускает потенциал действия. «Язык общения» нейронов – электрические события, так называемые «потенциалы действия». По мере того, как синапсы изменяются, добавляются новые или какие-то из них вовсе отмирают, в голове собирается пазл: формируется наша память, в которой умещаются самые разные воспоминания. И даже ложные.

Хитрый путь

Ученые с помощью МРТ-аппаратов выяснили, что активность мозга во время фантазирования частично или даже полностью совпадает с активностью во время реального опыта. Дело в том, что и фантазии, и воспоминания, и ложные воспоминания в головном мозге довольно похожи по своему поведению. Отличие только в сортировке, когда мы отличаем правду от неправды и наоборот.

«Память — это не поиск факта в мысленной картотеке. Она больше похожа на рассказывание историй: мы забываем и воссоздаем детали. Трудно понять, когда они не отображаются в реальности, потому что воспоминания — это и есть наша реальность», — уверен Роб Нэш, психолог из Астонского университета.

Реальное воспоминание есть форма фантазии. Ложное воспоминание же всего лишь пользуется законами памяти. Оно перемещается из области фантазии к настоящим воспоминаниям и «притворяется» реальностью. Его можно сравнить с кукушонком, который подкрадывается к надписи «правда», выталкивает птенца из гнезда и начинает расти.

Эксперимент с мышами

Можно ли «вживить» в мозг ложные воспоминания? Да. Это удалось ученым в эксперименте с мышами. Они поместили электрод в гиппокамп мыши, а точнее туда, где находятся нейроны места, а потом получали сигнал, когда мышь оказывалась в какой-нибудь точке клетки.

Исследователи дождались, пока мышь уснет. Во время сна нейроны места активируются: они фиксируют все места, в которых побывали днем и сохраняют их. Тот самый нейрон места у мыши, как и положено, активировался во сне.

С этого момента началась манипуляция. В центр вознаграждения мозга грызуна ученые поместили электрод, пропускающий электрические сигналы. Даже небольшой импульс приносил чувство удовольствия, как, например, во время употребления сахара. Центр вознаграждения в мозге с помощью нейромедиаторов сигнализирует об удовольствии. Так между нейронами появляются новые связи и идет процесс обучения. Ученые стимулировали этот центр прямо в момент активности определенного нейрона места. Чувство удовольствия и точку пространства, за которую отвечал нейрон места и которую мышь сохранила в памяти, соединила прочная связь. Во время бодрствования такие связи формируются, если дать мыши лакомство в какой-то определенной точке. Во время эксперимента связи создавались искусственно — в действительности в этом месте мышь не приобрела положительный опыт.

Наконец, ученые заметили, что после вживления воспоминаний об удовольствии, мышь стала частенько бывать в той точке клетки - сформировалось ложное воспоминание.

Изменить воспоминания в мозге человека никто не пытался. Но для этого могут быть задействованы психологические методы, ведь память человека конструктивна и пластична настолько, что мы можем поверить в то, что вряд ли бы когда-либо могло с нами произойти. И несмотря на то, что исследователи пока только изучают механизм формирования ложных воспоминаний, понятно, что им подвержены практически все люди. И значение таких воспоминаний может быть самым разным: повседневным и незначительным или даже решающим и судьбоносным, или предупреждающим: ученые-когнитивисты предполагают, что анализ воспоминаний – это помощь в подготовке к сценариям будущего. Все дело в сборе и сохранении информации о реакции среды на наши действия: ложное воспоминание, воспринимаемое как правдоподобное, может быть лучше, чем отсутствие подсказки. В этом смысле оно может предложить альтернативные сценарии принятия решений, заставляя мозг работать быстрее и эффективнее.

Фото на странице: rawpixel.com / Фотобанк Freepik