Сегодня отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. О распространении грозного заболевания в современном мире и противодействии развитию СПИДа рассказал научный руководитель Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН академик Валерий Александрович Черешнев.

«В январе 2023 г. руководитель Роспотребнадзора А.Ю. Попова представила статистику по 85 (на тот момент) регионам России за 2022 г., согласно которой заболеваемость СПИДом в стране выросла на 15-20%. Наша страна входит в пятерку стран по возникновению новых случаев СПИДа. Официально в России около 900 тыс. инфицированных», — сообщил В.А. Черешнев. Академик заметил, что реальное число больных СПИДом в России может достигать 1,2-1,3 млн.

«В мире на сегодняшний день инфицировано около 39-40 млн. человек. С 1983 г., когда был открыт вирус, умерли примерно 39-41 млн. инфицированных. <…> В России, по округленной статистике, за этот период умерли 250-300 тыс. человек», — добавил ученый.

Снимок вирионов ВИЧ, полученный при помощи просвечивающего электронного микроскопа. Источник изображения: Dr. Edwin P. Ewing, Jr. / Centers for Disease Control and Prevention's Public Health Image Library / Wikimedia Commons

Исследователь рассказал об основных аспектах современной ВИЧ-терапии.

«Ранее существовали три таблетки, которые были направлены на три главных фермента вируса. Потом их объединили в один препарат. Сейчас есть лекарства пролонгированного действия, когда одна таблетка принимается раз в 3-4 дня или раз в неделю. Но это дорогие лекарства, — объяснил В.А. Черешнев. — Как правило, больные принимают по несколько таблеток, причем под каждого инфицированного набор лекарств подбирается индивидуально. Всего препаратов от СПИДа более 30: в основном они направлены на торможение репликации ВИЧ за счет блокады ферментов вируса».

Ученый подчеркнул, что пока не существует лекарства или вакцины, способных полностью излечить СПИД, но работа в этом направлении активно ведется.

«Среди пациентов есть «непрогрессоры» — люди, обладающие врожденной мутацией CCR5 — рецептора ВИЧ. У них этот рецептор не контактирует с рецептором вируса — белком gp120. Когда ВИЧ попадает в такой организм, он не может «зацепиться», поскольку лимфоциты не реагируют на него. Прогрессии заболевания не происходит, и вирус выводится почками и кишечником. Число таких пациентов приближается к 1%», — объяснил В.А. Черешнев, заметив, что чаще эта мутация встречается у жителей Севера.

Необычное явление может быть использовано в лечении обычных больных СПИДом. В.А. Черешнев рассказал об излечении «Берлинского пациента» — ВИЧ-инфицированного, у которого на фоне иммунодефицита развился лейкоз. По счастливой случайности этому человеку сделали полное обменное переливание крови от пациента-«непрогрессора». В результате лимфоциты в организме больного перестали контактировать с ВИЧ, и пациент выздоровел.

«Сейчас ученые ищут, как заставить мутировать CCR5-рецепторы на лимфоцитах, чтобы они не взаимодействовали с ВИЧ, вирус выводился из организма, а затем клетки можно было вновь вернуть к нормальной структуре», — поделился В.А. Черешнев. Ученый добавил, что параллельно ведутся поиски новых сильных химиопрепаратов для борьбы с ВИЧ, которые были бы максимально безвредны для организма: некоторые из лекарств, которые применяются сейчас, оказывают негативный побочный эффект на клетки печени.

Острая проблема — возникновение среди больных СПИДом иммунологических «неответчиков», которых в 2010-2011 г. обнаружили эксперты лаборатории экологической иммунологии Института экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН. Организм «неответчиков» не реагирует на высокоактивную антиретровирусную терапию: в их крови падает содержание вируса, но не растет количество лимфоцитов.

Исследователи продолжают поиски более эффективных способов борьбы со СПИДом. Источник изображения: armmypicca / фотобанк 123RF

«И они постепенно приближаются к той стадии ВИЧ, которая называется СПИДом: присоединение вторичных инфекций, нарушение систем кровообращения. Это приводит к повышенной смертности, — объяснил академик. — И, если в 2010-11 гг. таких больных было 10-13%, сегодня их уже 30-35%».

Отклонение объясняется тем, что у «неответчиков» на T-клетках памяти (разновидности лимфоцитов) наблюдается избыток PD1-рецепторов, которые тормозят работу лимфоцитов. В.А. Черешнев рассказал, что бороться с патологией возможно: для этого надо извлечь из крови пациента «дефектные» лимфоциты путем переливания, очистить клетки от PD1-рецепторов, повысить активность их сопротивления и перелить кровь обратно больному. Метод уже был опробован при борьбе с раком.

Основной проблемой борьбы со СПИДом В.А. Черешнев назвал недостаток пропаганды. Исследователь отметил, что сейчас на первое место выходит передача болезни половым путем. Несмотря на законодательную ответственность за передачу ВИЧ, осуществить ее на практике сложно: порой выявляются огромные цепочки распространения инфекции, в ходе которых один источник заражает 20-30 людей.

Путь к здоровью преграждает и неграмотность населения.

«В наши дни каждая четвертая женщина неграмотная, и каждый десятый мужчина неграмотен, — сообщил В.А. Черешнев. — В основном это жители слаборазвитых стран Латинской Америки и Африки».

Серьезным препятствием для борьбы со СПИДом академик считает стигматизацию ВИЧ. Причина — все та же необразованность: в качестве примера В.А. Черешнев привел ситуацию, когда детский лагерь в Нижнем Новгороде из-за боязни заразиться отказался принимать детей, рожденных от лечащихся ВИЧ-инфицированных родителей. Из-за общественных предрассудков многие больные, узнав о диагнозе, «пропадают из поля зрения».

Экологическое равновесие - важное условие эпидемиологической безопасности. Источник изображения: somchai20162516 / фотобанк 123RF

В.А. Черешнев подчеркнул, что глобальная проблема, которая лежит в корне распространения СПИДа и других заболеваний — разрушение природы человеком.

«Уничтожаются звери и деревья — носители вирусов, бактерий и грибков. А раз все это уничтожается, куда все патогены уходят? На живой организм, который имеет ту же температуру тела 36,6°C и чья популяция увеличивается в размерах. Это существо — человек», — объяснил академик. Ученый отметил, что у истоков распространения ВИЧ также стояло хищническое отношение человека к природе: охотники в Африке и на Гаити питались сырым мясом с кровью обезьян, которые были переносчиками вируса.

«Необходимо бороться за ноосферное мышление и возврат к биосфере», — подытожил академик. В.А. Черешнев добавил, что для сохранения экологической (и эпидемиологической) стабильности на планете необходимо международное равновесие.

«Требуются мирные переговоры. Нужны ООН и ВОЗ, чтобы совместно все обсудить. Но сейчас дипломатия не справляется с решением международных вопросов, — подчеркнул исследователь. — Без всеобщего порыва и согласия решать проблемы очень сложно».

Фото на превью: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»