Несколько групп древних рептилий и млекопитающих смогли выжить в «стране огня» – в засушливом регионе Кару на юге Африки – после крупных извержений вулканов в начале массового триасово-юрского вымирания около 200 миллионов лет назад, передает портал EurekAlert!. Свои выводы исследователи представили в журнале PLOS ONE.

Регион Кару известен своими массивными залежами пород, оставленными обширными базальтовыми потоками лавы в первые годы юрского периода. В это время интенсивная вулканическая активность, как считается, оказала драматическое воздействие на местную окружающую среду и глобальную атмосферу, что совпало с массовым исчезновением древних рептилий во всем мире. Окаменелости из Кару, таким образом, могут многое рассказать о том, как экосистемы отреагировали на эти экологические нагрузки.

В этом исследовании ученые описывают следы, сохранившиеся в слое песчаника, отложившемся между потоками лавы. Окаменевшая порода возрастом 183 миллионов лет сохранила пять дорожек следов (в общей сложности 25 отпечатков). Ученые выяснили, что следы принадлежат трем типам животных. Один из них – синапсиды (скорее всего небольшие по размеру) – группа животных, которая включает в себя млекопитающих и их предшественников. Ко второму типу относятся крупные двуногие, вероятно, плотоядные динозавры. Третий тип – маленькие четвероногие травоядные динозавры.

Эти окаменелости представляют некоторых из самых последних животных, которые, как известно, обитали в Кару, прежде чем его «затопила» лава. Песчаник, сохранивший эти следы, был отложен между потоками лавы – это указывает на то, что в районе Кару выжило множество животных даже после начала вулканической активности. Дальнейшие исследования позволят получить данные о том, как местные экосистемы реагировали на интенсивную нагрузку на окружающую среду в период массового вымирания.

[Иллюстрация: BORDY ET AL, 2020]