Плесневые грибы семейства Aeminiaceae распространяют свои ветвистые структуры глубоко в камне Старого собора города Коимбра, который внесен в список наследия ЮНЕСКО. Грибы образуют трещины, а также производят полисахариды, которые вызывают коррозию, сообщается на портале EurekAlert.

Грибы относятся к порядку Капнодиальные (Capnodiales), чьи представители известны своей уникальной устойчивостью к неблагоприятным условиям окружающей среды, включая экстремальные температуры, высокий уровень солнечной и ультрафиолетовой радиации, сильные засухи и низкое содержание питательных веществ. Благодаря такой особенности они выживают в горячих и холодных пустынях, местах, загрязненных кислотой и углеводородами, и на открытых поверхностях горных пород. И из-за этого они стали большой проблемой для защитников природы и биологов, которые заботятся об исторических памятниках.

Проблема коснулась и Старого собора Коимбры (Sé Velha de Coimbra), который является единственным романским собором в Португалии, сохранившимся относительно нетронутым со времен Реконкисты. Чтобы определить новую группу грибов, исследователи из Университета Коимбры сначала соскребли образцы с испорченных произведений искусства из известняка в часовне «Санта-Мария», а затем провели обширный анализ, чтобы выявить морфологические, физиологические, экологические особенности гриба и его последовательности ДНК.

Ученые полагают, что новый вид грибов «прибыл» в Старый собор Коимбры в известняке, который использовали при строительстве здания. Этот же материал содержится, например, в портале Королевской больницы в Сантьяго-де-Компостела (Испания). В настоящее грибы считаются эндемичными для известняковых карьеров на Пиренейском полуострове.

Новый вид, новый род и новое семейство гриба описаны в журнале MycoKeys.

[Фото: JOÃO TROVÃO]