7 мая в Центре университетов Средиземноморья (Ницца, Франция) состоялась международная научно-практическая конференция “НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: РАСШИРЯЯ ГОРИЗОНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА”. Организаторы конференции - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Институт государственной службы и управления (ИГСУ РАНХиГС),Российская Академия Наук (РАН) и Университет Ниццы София Антиполис (УНС). Среди участников конференции - заместитель президента РАН Максим Сафонов, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц, советник по науке и технологиям посольства России во Франции Кирилл Быков, заместитель председателя Совета по делам молодежи при Патриархе Московском и всея Руси Александр Дворкин, лауреат Нобелевской премии, профессор Университета Tuscia (Италия) Риккардо Валентини и другие иностранные представители научных и государственных организаций России, Франции и Италии.
Международная конференция посвящена вопросам науки и инноваций в сфере образования. Участники конференции уверены, что научно-технический прогресс способствует построению нового типа международных отношений. Наука и образование преодолевают границы, стереотипы, санкции, устанавливаемые политическими, этническими, экономическими противоречиями межстранового развития. Укрепление сотрудничества открывает новые возможности для создания общего пространства доверия, университеты становятся координаторами и центрами полюсов конкурентоспособности для территориального развития, внедрения инноваций.
О главных тенденциях в сфере образования в цифровую эпоху рассказал в своем докладе директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц. Цифровизация и диджитализация влияют на многие аспекты жизни общества, и, в частности, на многие аспекты культуры. В современном мире происходит трансформация целого ряда этических понятий. И именно гуманитарное образование в цифровую эпоху определяет основную миссию высшего образования в будущем - сохранение человеческих качеств в эпоху искусственного интеллекта и роботизированной экономики.
По мнению эксперта, цифровые технологии всё сильнее влияют на содержание образования. Появляется новый образовательный рынок - EdTech (Educationaltechnology), ядром которого является онлайн-обучение.
Среди главных тенденций развития общего образования - возрастание роли вузов в обеспечении равных возможностей, снижение роли формального образование и формального документа об образовании, повышение качества образовательных программ и непрерывность образования.
Другая сессия конференции посвящена феномену "умного города". В рамках темы участники конференции обсудили роль государства, бизнеса, и жителей в формировании экосреды «умных городов», механизмы для повышения интеллекта города. Докладчики сессии уверены, что цифровые технологии изменяют процесс управления городской инфраструктурой. Привычные действия обитателей городов: геолокация телефона, электронные платежи и даже эмоции в социальных сетях – продуцируют спонтанные данные, которые могут быть использованы для разных целей. С их помощью можно составить «рисунок мобильности города» для транспортных прогнозов, экологических карт, управления «умными» домами и т.п. Перспективы использования больших данных заманчивы и обещают помочь с возрастанием нагрузки на городскую инфраструктуру в связи с ростом местного населения.
Научно-технический прогресс и его влияние на образование меняют привычные уклады организации обучения. Поэтому в современном мире важно уловить эти изменения и вовремя подстроиться. Важным элементом является и международное сотрудничество в образовательных сферах, где каждая из сторон сможет поделиться свои опытом. Участники конференции убеждены, что с переходом от индустриальной экономики к информационной резко увеличивается конкуренция. В условиях информационной прозрачности акцент на дизайн и инжиниринг позволяет создать более успешный и конкурентоспособный продукт. Рост числа прорывных инноваций – продуктов и сервисов, соответствующих запросам информационной эры – это идеология экономики будущего, требующая абсолютно новых подходов к работе, инструментов и культуры. Гибкость системы образования и способность к определению глобальных трендов, а иногда умение их предвидеть является ключевым элементом обеспечения конкурентоспособности человеческого труда в мировой экономике.