26 января в ТАСС прошла пресс-конференция, на которой представили экспертно-аналитический доклад "Научное мышление и популяризация науки в России". В рамках исследования организаторы оценили уровень научной грамотности российского населения, а также выявили показатель эффективности популяризации науки в стране. Среди участников конференции - генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" София Малявина, руководитель Дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО "Национальные приоритеты" Юлия Грязнова, научный журналист и популяризатор науки Алексей Паевский, заместитель президента Российской академии наук (РАН) Сергей Люлин, профессор РАН и Сколтеха Артем Оганов, заместитель директора Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН Кира Ким и член-корреспондент РАН, вице-президент Российского химического общества им. Д.И. Менделеева Юлия Горбунова.

Экспертное сообщество, принимавшее участие в исследовании, определяет научное мышление как стремление узнавать новое (любопытство), способность сомневаться, широту кругозора, отсутствие противоречивости мышления и научную грамотность. По словам Софии Малявиной, исследование показало рост востребованности научного мышления. Также наблюдается рост интереса к научным данным со стороны руководителей различных ведомств и частных компаний. "Такие данные всё чаще используют управленцы для аргументации принимаемых решений". Директор АНО "Национальные проекты" также отметила, что наблюдается и другая, несколько негативная, тенденция: ученые не всегда удовлетворены тем, как используют их знания и результаты. "Пусть диалог пока не выстроен, но тренд однозначный: бизнес, наука и государство идут друг другу навстречу".

Слабые места в процессе популяризации науки выявила и пандемия. Эксперты сошлись во мнении, что коронавирусная инфекция также указала на недостаточный уровень научной грамотности, но она же может стать отправной точкой для признания позиции ученого и достижения того уровня популяризации науки, который существовал в СССР в 50-60-х гг. прошлого века.

Свою точку зрения высказал и заместитель президента РАН Сергей Люлин: "Формирование научного мышления представляется чрезвычайно актуальным. Во всем мире превалирует псевдонаучный подход, за которым скрывается неправильное принятие решений. Ученый же критически воспринимает всю информацию, которую получает. Вспоминается популярный сегодня фильм "Don't look up" ("Не смотрите наверх"), который указывает на то, что это мировая проблема".

Участники пресс-конференции также подняли вопрос профессиональной деградации ученого, который порой не использует научные подходы вне лаборатории или своего кабинета. Член-корреспондент РАН Юлия Горбунова подчеркнула, что многие ученые действительно не могут продемонстрировать свое научное мышление в областях, оторванных от их научной деятельности, а порой и в своей области наук. "Среди ученых не так много людей, которые могут доступно рассказать о собственных исследованиях, особенно школьникам или студентам".

По итогам обсуждения участники конференции наметили и другие вопросы, которые могут стать основой для будущих исследований. 

Фото на странице: архив "Научной России"