В начале 2018-го года в «Сколково» начнет работу первый в России международный медицинский кластер. В преддверии этого события телеканал «Доктор» собрал Научный совет на тему «Точка роста: медицинский кластер». Приглашенные эксперты – руководители ведущих медицинских центров, представители государственной власти и предприниматели – обсудили развитие нового формата медучреждения и поговорили о качестве современных медицинских услуг, о различиях и сходствах зарубежной и отечественной медицины.
Точка пересечения: история про сотрудничество
Что выбрать: государственную больницу или частную клинику, пройти лечение в своей стране или проконсультироваться с иностранными врачами? На эти вопросы попросила ответить собравшихся экспертов координатор Научного совета, главный редактор «Доктора» Эвелина Закамская. Мнения разделились в среднем 50 на 50. На таком же распутье оказывается и российский пациент. Но скоро появится альтернатива, которая позволит избежать мук выбора.
Международный медицинский кластер – это история не про «или/или», а история про сотрудничество. ММК – это комплекс клиник, учебных медицинских и междисциплинарных исследовательских центров, где бок о бок работают и отечественные, и зарубежных специалисты. Удачные примеры таких кластеров есть в Германии, Израиле, Японии, Франции, Южной Корее. В следующем году этот список пополнит и Россия – во многом благодаря национальной кластерной политике (не только в медицине, но и в других сферах), которая начала формироваться в стране с 2008-го года.
Уникальность медицинского кластера – в особых правовых условиях для иностранных специалистов: они смогут ввозить оборудование в Россию без пошлин и работать без уплаты налогов на прибыль и имущество. Этим преимуществом уже воспользовались такие клиники, как «Хадасса» из Израиля, «Бундан» из Южной Кореи и UPMC из США – они первыми откроют свои филиалы в российском ММК.
Точка доступа: новые технологии и препараты
– Очень важно, что наш кластер находится на территории инновационного центра «Сколково», – замечает Михаил Югай, генеральный директор МММК «Сколково». – Сегодня наиболее перспективные области научных исследований – это медицина, IT и физика. Скорее всего, на границе этих областей и произойдет что-то новое.
И кластер станет необходимой площадкой для формирования новой медицины: за счет обмена опытом, за счет разработки новых технологий и работы с современным оборудованием.
Тема оборудования оказалась дискуссионной: если будут активно ввозить зарубежную медицинскую технику, то какое место в кластере отведут отечественному производителю? Сегодня ситуация такова, что новое изделие, прежде чем выйти на рынок, в течение двух лет должно проходить регистрацию – и к моменту выхода оно уже устаревает. В кластере, как заверил Михаил Югай, первое место будет отведено новому оборудованию, которое будет разработано общими силами отечественных и зарубежных ученых.
Помимо новых технологий, появятся и новые препараты. В том числе и те, которые уже активно используют за рубежом, но еще не прошли регистрацию в России. У нас на эту процедуру требуется 3-5 лет. А вот, к примеру, в Израиле все проходит гораздо быстрее: там используют те же регистрационные удостоверения, что действуют в США. Так израильская наука быстрее перенимает новые разработки и вводит их свою практику.
- Нужно учитывать, что на американский рынок эти препараты тоже попадают только через пять, а то и десять лет, - напоминает Андрей Каприн, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр Минздрава России», академик РАН. – В нашем институте сейчас ведется 45 протоколов новых препаратов. Для начала надо понять: а хороший ли этот препарат – который используют во всем мире? Он уже показал себя на практике? Нужен большой накопительный материал. Кому-то он может спасти жизнь, а кому-то может быть противопоказан.
Возможно, отмечает Эвелина Закамская, это одна из причин того, почему россияне уезжают лечиться за границу: «попробовать на себе» лекарство, которое есть там и которого нет здесь. Кластер поможет изменить ситуацию и быстрее перенести зарубежные препараты в российскую медицину.
Точка роста: образование и квалификация
У наших инвесторов может возникнуть опасение, что ММК превратится в площадку преимущественно для иностранных медицинских компаний: зачем вкладываться в чужое?. Однако оснований для опасений нет: на 25 зарубежных специалистов придется 75 российских. И работа с клиниками из-за рубежа поспособствует в первую очередь не конкуренции, а развитию, приобретению новых навыков.
- Я согласен, средний уровень [квалификации врачей] у нас крайне низкий, - признает Григорий Ройтберг, президент ОАО «Медицина». И добавляет: - Но и у нас в ведущих центрах есть очень квалицированные люди. Да, нам предстоит сделать еще очень много, но и самоуничижением не стоит заниматься.
На одной точке развития никто останавливаться не собирается. Система образования должна строиться не только на образовании врачей, но и на образовании студентов, уверен врач-педиатр, ведущий программы «Фактор роста» на «Докторе» Кирилл Калистратов.
Разговор о совместной работе ММК с вузами начался уже на Научном совете: смогут ли открыть, например, МГМУ имени И.М. Сеченова и РНИМУ имени Н.И. Пирогова в Москве («Первый мед» и «Второй мед») открыть свои лаборатории в кластере, чтобы перенимать лучшие медицинские практики, подтягиваться до уровня сильнейших? Такая возможность во многом стала бы критерием успеха для новых кадров.
Взаимное проникновение фундаментального образования и лучшей мировой практики, международный обмен опытом, использование новых препаратов и оборудования – все это безусловные конкурентные преимущества медицинского кластера. И для государственного, и для частного медицинского сектора. Но когда речь идет о здоровье и развитии, конкуренция отходит на второй план.