Группа ученых под руководством Элис Скелтон (Alice Skelton) из Университета Сассекса, Великобритания, исследовала восприятие цветом детьми в возрасте до шести лет. Совокупность реакций детей показала, что они различают пять цветов: красный, зеленый, синий, лиловый и желтый. Свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Классический пример из когнитивистики — в английском языке небо синее, трава зеленая, в во вьетнамском языке оба эти цвета обозначаются одни словом хань (кстати, в тюркских языках наблюдается подобное явление: кок-чай — «зеленый чай», Коктебель — «голубой залив»). Традиционно это считается подтверждением того, что восприятие цветов в значительно степени определяется языком. Однако новые исследования на детях в возрасте от четырех до шести месяцев показали, что мы различаем до пяти базовых цветов задолго до того, как научаемся языку. А это говорит о том, то биологическая компонента в восприятии цветов значительнее, чем считалось ранее.
В ходе исследовании изучались способности 170 британских детей различать цвета. Ученые измеряли, как долго дети смотрят на цветные пятна (время рассматривания). Сначала каждому ребенку многократно показывали пятна одного и того же цвета, пока время рассматривания не уменьшалось, что говорило об утомлении ребенка этим цветом. Затем ребенку показывали пятно другого цвета и регистрировали его реакцию. Увеличение времени рассматривания истолковывалось как знак того, что ребенок воспринимает этот цвет как новый. Совокупность реакций детей показала, что они различают пять цветов: красный, зеленый, синий, лиловый и желтый.
Полученные результаты «дают основание считать, что все мы работаем по одному шаблону, — сказала Элис Скелтон. — Мы рождаемся уже подготовленными к различению цветов, но в условиях своих культуры и языка конкретный человек может использовать или не использовать некоторые разграничения». В частности, дети, осваивающие вьетнамский язык, вероятнее всего, различают синий и зеленый цвета, хотя в их языке они обозначаются одним и тем же словом.
Мы начинаем воспринимать и различать цвета до того, как узнаем определяющие их слова. Это исследование особенно интересно в контексте давних споров о роли природы и условий среды, в которой растет ребенок, на восприятие цветов и гипотезы Сапира-Уорфа о том, что наше мировосприятие формируется языком.
[Фотография: Angela Gurney]