Ученые из Университета Калифорнии в Санта-Круз исследовали, как мозг обрабатывает информацию, полученную из зрительного восприятия лица человека, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Perception.

Каждый раз, когда мы смотрим на лицо, мы без труда воспринимаем поток информации: возраст, пол, расовую принадлежность, выражение лица, направление взгляда нашего субъекта, возможно, даже его настроение. Лица привлекают нас и помогают нам ориентироваться в отношениях и мире вокруг нас.

Как мозг это делает - загадка. Понимание того, как работает распознавание лиц, имеет большое значение - особенно для тех, чей мозг обрабатывает информацию способами, затрудняющими зрительный контакт, включая людей с аутизмом. Можно найти качественно новую форму помощи людям в обработке потока социальных сигналов.

Новое исследование «фиксации» лица, проведенное Николасом Давиденко - доцентом кафедры психологии в Университете Калифорнии, Санта-Крус, значительно улучшает наше понимание.

«Глядя в глаза, вы можете получить гораздо больше информации, - сказал Давиденко. - Это реальное преимущество».

И напротив, неспособность установить зрительный контакт имеет отрицательный эффект. «Это ухудшает ваши способности к обработке лица и ставит вас в невыгодное социальное положение», - сказал он. Люди, которые не хотят смотреть в глаза, также могут быть неверно восприняты как равнодушные, отвлеченные или отчужденные, отметил он.

Ученые уже в течение десятилетий знают, что, когда мы смотрим на лицо, мы склонны фокусироваться на левой стороне лица (со стороны смотрящего). Считается, что это явление называется «предвзятость левого взгляда» и коренится в мозге, в котором правое полушарие доминирует в задаче обработки лица.

Исследователи также знают, что мы очень плохо "читаем" лицо, которое перевернуто. Это так же сложно, как если бы наши нейронные контуры зашифровывались, и перед нами встала задача понять основную информацию. Гораздо меньше известно о том, как мы воспринимаем лица, которые повернуты или слегка наклонены.

«Мы воспринимаем лица целостно, сразу, а не по чертам, - сказал Давиденко. - Но никто не изучал, как мы смотрим на повернутые лица».

Давиденко использовал технологию отслеживания глаз, чтобы получить ответы, и то, что он обнаружил, удивило его: предвзятость левого глаза полностью исчезла, и появилась «предвзятость верхнего глаза», даже если наклон был небольшим – например, 11 градусов от центра.

«Люди склонны смотреть в первую очередь на тот глаз, который расположен выше, - сказал он. – Даже небольшой наклон убивает эффект предвзятости левого взгляда, так давно известный».

Возможно, это имеет еще более важное значение для людей с аутизмом, Давиденко обнаружил, что наклон заставляет людей больше смотреть в глаза, возможно потому, что он делает их более доступными и менее угрожающими. «Для многих видов прямой зрительный контакт может представлять угрозу, - сказал он. - Когда голова наклонена, мы смотрим на верхний глаз больше, чем на другой, или на оба глаза, когда голова в вертикальном положении. Я думаю, что это открытие можно использовать терапевтически».

Давиденко стремится изучить два аспекта полученных результатов: удобнее ли людям с аутизмом взаимодействовать с изображениями повернутых лиц, и помогают ли наклоны головы облегчить понимание во время разговора.

Результаты также могут быть полезны для людей с амблиопией или «ленивым глазом», которые могут сбивать с толку других. «В разговоре они могут захотеть наклонить голову так, чтобы их доминирующий глаз был поднят, - сказал он. - Это будет соответствовать нашей естественной тенденции пристально смотреть на верхний глаз».

Сильнее всего этот эффект был при повороте на 45 градусов, а слабее всего - при повороте на 90 градусов. «Девяносто градусов - это слишком странно, - сказал Давиденко. - Люди не знают, куда смотреть, и это полностью меняет их поведение».


[Фото: epochtimes.ru]