По данным крупнейшего австралийского исследования, опубликованного в ведущем мировом журнале Science, аутоиммунные антитела являются секретным оружием иммунной системы, - пишет sciencedaily.

Впервые в мире ученые из Института медицинских исследования Гарвана (Сидней) показали, как популяция «плохих» антител в иммунной системе, которые обычно существуют в неактивном состоянии из-за потенциальной опасности для организма, способны обеспечить сильнейшую защиту от атакующих микробов.

Известно, что аутоиммунные антитела реагируют на собственные ткани организма и могут вызывать аутоиммунное заболевание. По этой причине считалось, что эти антитела отброшены иммунной системой и не активны. Однако новые данные показывают, что «плохие» антитела проходят быстрый процесс «освобождения» и активируются, когда организм сталкивается с угрозой заболевания, с которой другие антитела не могут бороться. Теперь они становятся не угрозой, а защитой, мощным оружием для борьбы с болезнями – особенно хорошо они справляются с вирусами, которые маскируются под собственные ткани тела, чтобы уклониться от иммунной системы.

Профессор Крис Гуднов и профессор Дэниэл Крист – руководители исследования (подразделение иммунологии, институт Гарвана), говорят, что новые результаты коренным образом изменят представление о том, как иммунная система защищает нас. «Теперь мы знаем, что каждое антитело ценно, когда необходимо бороться с инвазивными микробами, - и это означает, что «плохие» антитела являются ценным ресурсом для разработки вакцин против ВИЧ и других болезней, маскирующихся под ткани тела».

«Плохие» антитела скрываются в незащищенных В-клетках

Неактивная клеточная армия содержит миллионы иммунных клеток, известных как В-клетки, которые продуцируют антитела для борьбы с болезнями. В отличие от других В-клеток, клетки этой группы представляют опасность для тела, потому что могут создавать «плохие» антитела и вызывать аутоиммунное заболевание. По этой причине они хранятся в долговременном состоянии анергии – утраты активности.

Профессор Крис Гудлоу открыл эти неактивные клетки 30 лет назад - и с тех пор работает над пониманием их функции.

«Большой вопрос - почему они там находятся и в каких количествах, - рассуждает профессор. - Почему тело продолжает сохранять клетки, которые могут продуцировать антитела, представляющий реальный риск для здоровья, а не уничтожают их полностью, как мы думали раньше?»

Результаты нового исследования отвечают на этот вопрос, показывая, что избранные клетки из «спящей» группы могут быть разбужены для борьбы с опасными микробами, но только если они начнут производить «хорошие» антитела вместо «плохих». Такое превращение обеспечивают три крошечных изменения в структуре ДНК. Первое заставляет антитело перестать нападать на свои клетки, а еще два изменения увеличивают его мощность в 5000 раз для более эффективной борьбы с «захватчиком».

Даниэл Крист называет исследование «увлекательным путешествием» и поясняет: «Мы не только открыли новый вид иммунитета, но и смогли точно определить, как «плохое» антитело начинает делать хорошие дела».

Полученные результаты показали ученым, что существует целый класс неактивных В-клеток, которые могут быть полезны для разработки вакцины против таких серьезных заболеваний, как, например, ВИЧ.