Профессор Роберто Андорно (Roberto Andorno) и аспирант Марчелло Иенка (Marcello Ienca) из Института биомедицинской этики в Базельском университете предложили новые законы о правах человека для подготовки к достижениям в области нейротехнологий, которые ставят под угрозу «свободу разума». Авторы исследования предполагают, что в ближайшем будущем должны появиться четыре новых закона о правах человека в целях защиты от эксплуатации и потери конфиденциальности. Свои идеи они изложили в статье, опубликованной в журнале Life Sciences, Society and Policy.

Эти четыре закона будут призваны защищать право на когнитивную свободу, право на неприкосновенность ментальной частной жизни, право на психическую неприкосновенность и право на психологическую преемственность.

«Разум считается последним прибежищем личной свободы и самоопределения, но прогресс в области нейронной инженерии, визуализации мозга и нейротехнологии поставил свободу разума под угрозу. — сказал Марчелло Иенка. — Предложенные нами законы предоставили бы людям право отказываться от принудительного и инвазивного применения нейротехнологий, защищать конфиденциальность своих данных, собранных с помощью нейротехнологий, и защищать физические и психологические аспекты разума от ущерба от неправильного использования нейротехнологий»

Достижения в области нейротехнологий, такие как сложная визуализация головного мозга и разработка интерфейсов «мозг-компьютер», привели к тому, что эти технологии проникли из области чисто клинического применения и в потребительскую сферу. Хотя эти достижения могут быть полезны для отдельных лиц и общества, существует риск того, что технология может быть использована неправильно и создать беспрецедентные угрозы личной свободе.

 «Технология визуализации мозга уже достигла такого уровня, когда в уголовном суде обсуждается его легитимность, например, как инструмент для оценки уголовной ответственности или даже риска повторного нарушения, — пояснил профессор Роберто Андорно. — Компании используют визуализацию мозга для "нейромаркетинга", изучения поведения потребителей и получения желаемой реакции от клиентов. Существуют также инструменты вроде "декодера головного мозга", которые могут превращать изображения в мозге во "внешние" изображения, текст или звук. Все это может представлять реальную угрозу личной свободе, к защите которой мы стремились при разработке четырех новых законов о правах человека ».

Авторы объясняют, что по мере того, как нейротехнология развивается и становится привычным явлением, существует риск того, что техника, работающая на этих принципах, может быть взломана, позволяя третьей стороне «подслушивать». Например, интерфейс «мозг-компьютер», используемый для управления потребительскими технологиями, может подвергнуть пользователя риску физического и психологического ущерба, вызванного сторонней атакой. Существуют также этические и правовые проблемы защиты данных, генерируемых этими устройствами, которые также необходимо учитывать.

Действующее международное законодательство о правах человека не упоминает отдельно нейронауки, хотя достижения в области биомедицины переплетаются с законами, например, законами, касающимися генетических данных человека. Проведя аналогию с исторической траекторией генетической революции, авторы заявляют, что текущая нейрореволюция вынудит изменить концепцию законов о правах человека и даже создать новые.

«Научная фантастика может многому нас научить по части потенциальных технологических угроз. Некоторые нейротехнологии, которые фигурирует в знаменитых произведениях, в некоторых случаях уже стали реальностью, в то время как другие все более приближаются к ней или уже существуют как военные и коммерческие прототипы. Нам необходимо быть готовыми решить возможные проблемы с тем воздействием, которое эти технологии окажут на нашу личную свободу».