В.А. Садовничий открывает заседание Совета Российского союза ректоров.
19 апреля прошло заседание Совета Российского союза ректоров (РСР), на котором обсудили трансформацию российского образования. Предполагается, что новая национальная система высшего образования будет состоять из трех уровней: базовое (основное) высшее образование, специализированное высшее образование и аспирантура. Помимо ректоров, в заседании приняли участие глава Минобрнауки России В.Н. Фальков, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова, депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ С.В. Кабышев, помощник президента России А.А. Фурсенко и др.
Согласно посланию президента России В.В. Путина Федеральному собранию от 21 февраля 2023 г. в соответствии с вызовами, которые сегодня стоят перед Россией, отечественной высшей школе необходима трансформация через «синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий». Первостепенная задача изменений национальной системы высшего образования в том, чтобы обеспечить безопасность, суверенитет и конкурентоспособность России. Для этого за ближайшие пять лет необходимо подготовить порядка 1 млн специалистов в области электронной промышленности, робототехники, металлургии, машиностроения, фармацевтики, сельского хозяйства, строительства, транспорта, атомной отрасли и др.
Планируется, что национальная система высшего образования изменится следующим образом: во-первых, предлагается вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может варьироваться от 4 до 6 лет в зависимости от конкретной профессии и запросов рынка труда. Во-вторых, если профессия требует дополнительной подготовки, выпускник сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В-третьих, в отдельный уровень высшего образования выделят аспирантуру в целях подготовки кадров для научной и преподавательской деятельности. Эти изменения не повлияют на тех, кто уже получил высшее образование.
В.Н. Фальков.
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Министр В.Н. Фальков в выступлении на заседании Совета РСР отметил, что в рамках трансформации системы высшего образования в России будут перераспределены контрольные цифры приема, при этом если по какому-либо направлению необходимо увеличить число обучающихся, то там должно возрасти и количество затрачиваемых ресурсов на их обеспечение качественной подготовкой. Так, В.Н. Фальков анонсировал, что уже в следующем учебном году возрастут КЦП по направлению «Инженерное дело, технологии и технические науки». Если в 2022-2023 гг. набиралось 245 148 абитуриентов, то в предстоящем новом учебном году КЦП по этому направлению составят 246 204. Министр также указал на важность изменения квалификационных требований к должностям, чтобы абитуриенты стремились не только к получению дипломов, но и знаний.
«Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности», — сказал В.Н. Фальков.
Участники заседания имели возможность внести свои предложения по трансформации системы высшего образования, чтобы она учитывала запросы реального сектора экономики, фундаментальной науки и самих абитуриентов. Так, президент Российского союза ректоров ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий в своем выступлении обратил внимание на несколько ключевых вопросов: сохранение преемственности научных школ, материальная поддержка аспирантов в целях повышения их мотивации на проведение исследований высокого уровня, влияние новых технологий на уровень образования студентов и др. В частности, В.А. Садовничий считает необходимым рассмотреть риски, связанные с использованием студентами методов искусственного интеллекта при подготовке научных работ.
Л.С. Гумерова.
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Л.С. Гумерова отметила высокую потребность грамотного психологического сопровождения образовательного процесса, в этой работе по ее предложению должен использоваться опыт психологических служб МГУ и СПбГУ, показавших свою эффективность. Помимо этого, она предложила создать единую цифровую платформу, на которой были бы представлены потребности промышленных предприятий регионов в кадрах и одновременно возможности вузов по подготовке специалистов. «Это позволит увидеть реальную картину и проработать необходимые механизмы для обеспечения специалистами предприятий регионов и на перспективу», — отметила парламентарий.
А.А. Фурсенко в своем выступлении подчеркнул, что новую систему высшего образования следует рассматривать как систему, открывающую возможности в условиях жесткой конкурентной среды, а при сравнении российских вузов с другими ведущими университетами необходимо не забывать о собственных национальных приоритетах. «Сегодня науки в университетах больше, чем когда бы то ни было, и не в нескольких ведущих, а в большинстве. Значит, нам есть, на что опереться. Давайте использовать эту уникальную возможность», — заключил А.А. Фурсенко.