Мария Де Санктис (Maria Cristina De Sanctis) и ее коллеги заметили на Церере — это ближайшая к Солнцу и самая маленькая в нашей системе карликовая планета — следы алифатических соединений. Важно, что эти основанные на углероде молекулы, во-первых, сформировались на месте, а не были занесены каким-либо другим небесным телом, и, во-вторых, могут иметь отношение к химическим процессам возникновения жизни. Статья о результатах наблюдений опубликована в журнале Science.

Эти результаты получены с помощью Картирующего спектрометра для видимой и инфракрасной частей спектра — инструмента, установленного на космическом зонде Dawn. Ученые наблюдали за областью поверхности Цереры, расположенной возле кратера Рененутет. (Кстати, эта древнеегипетская богиня «отвечала» за плодородие и сохранение урожая.) Этот инструмент зафиксировал поглощение на таких длинах волн, какие характерны для метильных и метиленовых групп, присутствующих в алифатических органических веществах.

Это немного тавтология, заметим в сторону, потому что алифатические вещества, вместе с ароматическими, составляют два класса органических соединений. Отличаются они наличием или отсутствием в молекуле замкнутых структур вроде бензольного кольца. самый известный пример алифатического соединения — метан CH4.

Данных недостаточно, чтобы точно указать замеченное соединение, но оно должно быть близко веществам вроде керита и асфальтита. Далее, авторы делают вывод, что эти вещества не могли быть занесены извне, потому что при ударении инородного небесного тела о Цереру выделилось бы огромное количество тепловой энергии и они просто не сохранились бы, тем более что алифатическим соединениям вообще свойственно быть горючими. Кроме того, характер распределения этих веществ на поверхности не соответствует тому, которого можно было бы ожидать в таком случае.

[Фотография: NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA]