Международная команда астрономов напрямую обнаружила фосфор – один из строительных блоков жизни – в подледном океане спутника Сатурна – Энцелада, сообщает Юго-Западный научно-исследовательский институт. Доказательства были найдены с помощью космического зонда НАСА «Кассини», который исследовал Сатурн и его систему колец и спутников более 13 лет. Статья, посвященная открытию, опубликована в журнале Nature

«Кассини» обнаружил на Энцеладе жидкую воду, скрывающуюся под поверхностным льдом, и проанализировал образцы шлейфа ледяных зерен и газов, вырывающихся в космос из трещин на ледяной поверхности спутника. Анализ богатых солью ледяных зерен, который провел аппарат на «Кассини», показал наличие фосфатов натрия. Результаты наблюдений группы вместе с лабораторными аналогами экспериментов позволяют предположить, что фосфор может быть легко доступен в океане Энцелада в виде фосфатов.

«Мы обнаружили, что концентрация фосфатов в океанских водах спутника, образующих шлейфы, по крайней мере в 100 раз выше, чем в океанах Земли, — комментируют авторы работы. – Использование модели для прогнозирования присутствия фосфата — это одно, но на самом деле найти доказательства наличия фосфата невероятно интересно. Это ошеломляющий результат для астробиологии и большой шаг вперед в поисках жизни за пределами Земли».

Фосфор в форме фосфатов играет большую роль для всего живого на Земле. Он необходим для создания ДНК и РНК, клеточных мембран, костей и зубов у людей и животных и даже морского микробиома планктона.

[Иллюстрация: NASA/JPL-Caltech]