Исследователи из Техасского университета (США) обнаружили, что климат на Марсе менялся с влажного на сухой – и в результате этих изменений образовались, а затем исчезли соленые озера. Эти водоемы были похожи на те, что встречаются сегодня на Земле, сообщает пресс-служба Техасского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Команда ученых изучила геологическую местность Марса в кратере Гейл, огромном каменистом бассейне шириной около 153 километров, который исследуется с помощью марсохода НАСА Curiosity с 2012 года. Кратер Гейл образовался около 3,6 миллиардов лет назад, когда метеор ударил по Марсу и оставил после себя большой след – ударный кратер. В этом кратере, согласно последним исследованиям, около трех миллиардов лет назад образовалось озеро. Спустя сотни лет или даже десятки тысяч лет озеро высохло. Как и почему это произошло?

Авторы работы отмечают, что климат на Марсе, вероятно, со временем стал суше, планета утратила свое защитное магнитное поле, в результате чего атмосфера подвергалась воздействию солнечного ветра и радиации в течение миллионов лет. С потерей атмосферы давление на поверхности планеты стало меньше, и условий для стабильности жидкой воды больше не осталось. Поэтому она испарилась, считают исследователи.

Соленые озера на Марсе, вероятно, были похожи на те, что встречаются на Земле, особенно в Южной Америке, на плато Альтиплано (Анды), которое находится недалеко от границы Боливии и Перу. Альтиплано – это засушливое высокогорное плато, где реки и ручьи с горных хребтов «не текут к морю, а ведут к закрытым бассейнам, подобно тому, что раньше происходило в кратере Гейл на Марсе», отмечают ученые. «Такая гидрология создает озера с уровнями воды, на которые сильно влияет климат. В засушливые периоды озера Альтиплано становятся неглубокими из-за испарения, а некоторые даже полностью высыхают. Тот факт, что на плато практически нет растительности, делает регион еще более похожим на Марс», – подчеркнула Марион Начон (Marion Nachon), один из авторов исследования.

[Иллюстрация: Peter Jurik  / ru.123rf.com]