Пол Д. Н. Хиберт (Paul D. N. Hebert) из Гуэлфского университета (Канада) и его коллеги проанализировали более миллиона насекомых методом штрих-кодирования ДНК, а затем сформулировали новое определение вида. Свои результаты они опубликовали в статье в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Ученые использовали компьютерный таксонометрический метод, позволяющий идентифицировать генетический профиль по мизерному количеству ДНК. Этому профилю затем присваивается штрих-код (bar-code index number, или BIN), представляющий вид. Оказалось, что одному семейству мух принадлежит 16 000 штрих-кодов — это на порядок больше, чем считалось до этого.

Впрочем, не все согласны с предложенной интерпретацией, согласно которой BIN эквивалентен виду. Например, энтомолог Даг Янега (Doug Yanega) из Калифорнийского университета в Риверсайде (University of California, Riverside) считает, что эта статья «выявляет поистине фундаментальное различие в отношении того, как классифицировать биоразнообразие, такое различие, что их цифры и наши могут различаться на порядок. Это поистине удивительный масштаб различия. Это выглядит так, словно мы смотрим на разные планеты».

Традиционно виды классифицируют путем изучения и сопоставления реальных экземпляров. Поэтому сторонники привычного подхода утверждают, что хотя использование штрих-кодов может помочь распределять организмы по таксономическим отрядам и семействам, само по себе оно не обеспечивает разрешения, необходимого для классификации видов.

Впрочем, на практике молекулярная филогения активно применяется. «Штрих-кодирование ДНК — не замена традиционной таксономии, — сказал Эндрю В. З. Брауэр (Andrew V. Z. Brower), профессор биологии в Государственном университете Миддл-Теннесси. — Оно лишь указывает на проблемы, которые предстоит решать таксономистам».

При этом сторонники штрих-кодирования уверены, что их метод точен, и ссылаются на исследования, в которых число видов, определенное их методом, согласуется с найденным в ходе прежних исследований. Некоторые ученые применяют эту технологию потому, что она позволяет быстро и недорого анализировать огромные количества ДНК, намного расширяя наши знания о биоразообразии в эпоху, когда деятельность человека напрямую угрожает существованию еще не открытых видов.

Пока консенсуса не достигнуто. Многие таксономисты признают перспективность нового метода, но ждут, пока он будет усовершенствован, прежде чем связывать штрих-коды с конкретными видами. «Это мощное средство оценки общей картины биоразнообразия, но видя в штрих-кодах биологические виды, вы натыкаетесь на проблемы. Тем не менее, штрих-кодирование — это прекрасный новый мир», — сказала ДиЭнн Ридер (DeeAnn Reeder), биолог из Университета Бакнелла.