Коринна Бауэр (Corinna M. Bauer) и ее коллеги из Массачусетского института глаза и уха обнаружили, что у слепорожденных развиваются новые связи в мозге, которые, в отсутствие зрительной информации, приводят к компенсаторному усиленному развитию других способностей, например, слуха или обоняния, а также когнитивных функций, скажем, памяти. О своих результатах ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале PLOS One.
Исследования впервые позволили описать комбинацию структурных, функциональных и анатомических изменений в мозге слепорожденных — которые у людей с нормальным зрением не наблюдаются.
С помощью многомодальной магнитно-резонансной томографии головного мозга ученые смогли наблюдать эти изменения в мозгах 12 участников экспериментов, которые были либо рождены слепыми, либо потеряли зрение до того, как им исполнилось три года. Затем они сравнили эти мозги с мозгами 16 видящих нормально (все участники были примерно одного возраста). В первом случае были отчетливо видны более обычного развитые соединения и интенсивный обмен информацией между различными областями мозга — чего не наблюдалось у участников второй группы.
«Мы обнаружили существенные изменения не только в затылочной коре (часть мозга, где обрабатывается визуальная информация), но также и в областях, связанных с работой памяти, обработкой языка и сенсомоторные функции», — сказала Коринна Бауэр. Эти новые связи, имеющиеся, судя по имеющимся на сей день результатам, только у слепорожденных, показывают, насколько пластичен может быть наш мозг.