На Общем собрании профессоров РАН, так называемой молодой поросли Академии наук, случилось экстраординарное событие. Несмотря на нынешнюю непростую геополитическую ситуацию, участниками собрания стали кардиологи из Гарвардского университета, и среди них – лауреат Нобелевской премии доктор Джеймс Мюллер, один из тех, кто стоял у истоков движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». Разговор с ним осуществлялся по телемосту между Президентским залом РАН и Бостоном. Коллеги договорились о скорейшем заключении соглашения о научном сотрудничестве с целью противодействия мировой ядерной угрозе.
Сессия «Научная дипломатия» началась с выступления вице-президента РАН Юрия Балеги. Он напомнил, что в сложившихся условиях, когда Запад отказывает нам в поставках научного оборудования и реагентов, когда рушатся многие совместные научные проекты (в минувший четверг стало известно, что Европейское космическое агентство отказалось от осуществления второго этапа нашей совместной миссии «ЭкзоМарс»), прописать пошаговые действия для наших международных контактов очень трудно. Однако главное, по словам академика, – это понимать, что ученые несут ответственность за сохранение мира на всей планете.
«Наши сохранившиеся взаимоотношения с коллегами за рубежом – это тонкие веревочки, которые мы должны сохранять от разрыва». Ученый высказал надежду, что спустя время именно эти сохранившиеся связи пригодятся российским специалистам для будущего взаимодействия.
Так получилось, что в этом году в условиях политической напряженности, возникшей на фоне украинского конфликта, первый шаг навстречу сотрудничеству был сделан около месяца назад, когда ученые международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» в лице сооснователя этой организации профессора Джеймса Мюллера приняли участие в Общем собрании профессоров РАН Отделения медицинских наук РАН.
Справка «МК»
Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» – международное движение работников здравоохранения. Организация была основана в декабре 1980 года американским профессором кардиологии Гарвардского института общественного здоровья Бернардом Лауном с коллегами и советскими докторами медицинских наук, директором Всесоюзного кардиологического научного центра АМН СССР академиком РАН Евгением Чазовым, академиками АМН СССР Леонидом Ильиным и Михаилом Кузиным. За свою деятельность в 1985 году организация была удостоена Нобелевской премии мира за заслуги в информировании общественности и склонении сознания человечества в пользу мира.
Профессор Мюллер выступал с конкретными предложениями по сотрудничеству в области кардиологии, онкологии и COVID-19, для чего предполагалось создать рабочую группу ведущих американских и российских специалистов в данном направлении.
«16 февраля мы говорили о том, что в условиях усугубляющейся ситуации в мире медицина должна быть вне политики, – рассказывает академик РАН Сергей Колесников, долгое время возглавлявший международное движение “Врачи мира за предотвращение ядерной войны”. – Уже на фоне событий на Украине, когда все научные международные контакты стали рушиться с беспрецедентной скоростью, мы связались с Джеймсом Мюллером, чтобы обсудить наши прежние договоренности – насколько американские коллеги готовы в настоящее время осуществить то, о чем мы договаривались. Надо отдать должное американской стороне – в это непростое время она нашла в себе мужество (а накал страстей в США по поводу политической ситуации достаточно выраженный) выступить на собрании профессоров РАН уже 16 марта».
Справка «МК»
79-летний Джеймс Мюллер – американский кардиолог и специалист по медицинскому оборудованию Гарвардской медицинской школы. Больше 50 лет назад был студентом Первого московского медицинского института (сейчас – Сеченовский институт). Изучал причины разрыва бляшки коронарной артерии и внезапной сердечной смерти. Мюллер является сооснователем движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».
В своей речи Мюллер по-русски говорил о необходимости реинкарнации миротворческого движения, которое не запятнало себя до последнего времени никакими скандалами.
Кардиолог поддержал направления, которые обсуждались месяц назад, но предложил актуализировать их новым вопросом: невозможностью допущения ядерного конфликта. «Мы начинаем еще один день, в котором идет кровопролитие на Украине», – с таких слов начал свое выступление Мюллер, отметив возросшую угрозу ядерной войны.
Доктор медицины в красках описал все возможные ужасы этой войны для своего родного Бостона: «Несколько ядерных боеголовок, каждая из которых мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму, обрушатся на город. В центре, недалеко от реки Чарльз, был бы огненный шар с высокой температурой, который мгновенно убил бы сотни тысяч людей. ... Общее число смертей в Бостоне составило бы 3 миллиона. Будут сильные ветры и радиоактивные осадки.
Медицинская помощь, даже обезболивание, была бы недоступна, потому что большинство больниц было бы разрушено, а большинство медицинских работников были бы убиты или ранены...»
Ученый добавил, что подобная трагедия в случае ядерных ударов ждет и многие другие города, которые он хорошо знает и которыми восхищается: Москву, Вашингтон, округ Колумбия, Санкт-Петербург, Балтимор, Владимир, Индианаполис, Новосибирск и Сан-Франциско.
Мюллер сообщил, что уже начал договариваться с правительством США о финансировании российско-американской медицинской программы. Однако затем неожиданно для российских врачей добавил, что в результате событий, которые произошли после 24 февраля, «наше сотрудничество стало еще одной жертвой массового кровопролития. Теперь нет возможности спланировать эту работу вместе, пока не будут прекращены боевые действия. В США нет возможности собрать какие-либо деньги для сотрудничества с российскими врачами, пока не прекратится конфронтация».
По словам заместителя председателя Координационного совета профессоров РАН Кирилла Зыкова, обе стороны осознают всю серьезность последствий текущих событий и уж тем более – ядерной угрозы. В условиях ядерного конфликта победителя быть не может, и медики, как никто понимающие это, должны активно сотрудничать в самые непростые времена, отделяя науку от политики и создавая точки кристаллизации для создания базиса будущих отношений между учеными разных стран.
Ну а дальше произошло то, чего, по всей видимости, не ожидали уже бостонские собеседники. Сильный ход сделал президент РАН Александр Сергеев. В своем ответном слове он предложил Джеймсу Мюллеру не ждать разрешения ситуации, а начать двигаться навстречу друг другу прямо сейчас.
«Договариваться, когда замолчат пушки, – дело нехитрое, – пояснил свою позицию «МК» Александр Сергеев. – Сейчас, когда велико политическое противостояние, научная дипломатия имела бы большее значение для мира. Движение “Врачи мира против предотвращения ядерной войны” всегда находило точки соприкосновения между медиками раньше политиков, приближая мирное разрешение конфликтов».
Развернув ситуацию в свою сторону, Сергеев объяснил, что если ученые будут сидеть сложа руки и ждать развязки, то те страшные события, о которых говорил Мюллер, могут как раз приблизиться. Надо договариваться о сотрудничестве прямо сейчас!
Возражений из-за океана не последовало – по-видимому, американские коллеги не были готовы к такому повороту в ходе дискуссии. Профессор Мюллер дал согласие на предложение президента РАН в ближайшие дни обменяться письмами с предложениями по поводу дальнейших шагов сближения.
«Мы не можем отказаться от взаимодействия с американскими учеными, – пояснил нам Сергеев. – Они уверенно лидируют по всем отраслям фундаментальной науки, и в наших интересах постоянно находиться с ними в контакте, обмениваться опытом. Мы должны сейчас понять, за какие ниточки нам надо ухватиться с обеих сторон. В настоящее время молодые представители нашей Академии — профессора РАН уже готовят письмо с такими предложениями. Постараемся не затягивать этот процесс».
В завершение – пара слов о том, как поняла или, по крайней мере, была вынуждена интерпретировать произошедший диалог между учеными американская пресса. В статье, вышедшей на следующий день в газете «Бостон Глоб», журналист Роберт Вейсман все-таки не удержался от более яркой политической окраски произошедшего: сделал упор на осуждение российской спецоперации на Украине. В статье также отмечается, что «российские ученые, которые не поддерживают политику страны, подвергаются остракизму».
«Он, конечно, сделал больший акцент в сторону политики, который мы не можем поддержать, но суть осталась, – комментирует статью академик Сергей Колесников. – Что касается ядерной угрозы, отрицать ее потенциальную опасность ни в коем случае нельзя. Это понимают все. Это касается и всех ядерных объектов, и “грязных” бомб.
Нельзя допускать жонглирования темой применения ядерного оружия, что, к примеру, еще до 24 февраля сделал украинский президент. Мы обязаны помнить – если будем уходить в конфронтацию, ничем хорошим это не закончится. Ведь какие безумные заявления за рубежом делают порой некоторые специалисты – к примеру, специалист по биоэтике (!) от одной из крупнейших в мире баз медицинских новостей Medscape профессор Каплан призвал “ограничить россиян во всем, включая поставки жизненно важных препаратов”. Это несовместимо с медициной в принципе.
Настоящие врачи должны помогать людям независимо от политических, расовых, религиозных и гендерных различий. Поэтому считаю, что в наших отношениях с медиками США появился лучик света в виде позитивной повестки, озвученной на общем собрании профессоров РАН».
Автор: Наталья Веденеева
Источник фото: ru.123rf.com