Исследование, опубликованное в журнале The Microbe, является первым, в котором подробно рассматриваются бактериальные и археологические сообщества, обнаруженные в водах популярной туристической достопримечательности в городе Бат (Великобритания), сообщает Плимутский Университет.

Ученые собрали образцы воды, осадка и биопленки из мест, расположенных на территории комплекса Римских бань, включая Королевский источник, где температура воды достигает 45°C и Большую баню, где температура ближе к 30°C. Затем образцы были проанализированы с помощью передовой технологии секвенирования, для выделения бактерий с антибиотической активностью использовались традиционные методы культивирования.

На территории Римских бань было выделено около 300 различных видов бактерий, в том числе ключевые группы-кандидаты, Actinobacteria и Myxococcota, известные производством антибиотиков, причем разные виды были более заметны в условиях разной температуры воды. Дальнейшие тесты показали, что 15 из них, включая образцы Proteobacteria и Firmicutes, продемонстрировали различный уровень ингибирования против человеческих патогенов, включая E.coli, Staphylococcus Aureus и Shigella flexneri.

Исследование проводится в то время, когда потребность в новых источниках антибиотиков находится на беспрецедентном уровне, а устойчивость бактерий к используемым в настоящее время лекарствам, по оценкам, является причиной более чем 1,25 миллиона смертей в мире ежегодно.

Ученые отмечают, что необходимо провести значительное количество дополнительных исследований, прежде чем микроорганизмы, обнаруженные в римских банях, можно будет использовать в борьбе с болезнями и инфекциями во всем мире. Тем не менее, первоначальное исследование показало, что существует явный потенциал для изучения бактерий, содержащихся в горячих источниках, которые могут быть рассмотрены в медицинских целях.

Доктор Ли Хатт, преподаватель биомедицинских наук в Плимутском университете, старший автор исследования пояснил: «Устойчивость к противомикробным препаратам признана одной из самых серьезных угроз для здоровья людей во всем мире, и поиск новых природных продуктов набирает обороты. Это исследование впервые продемонстрировало некоторые микроорганизмы, присутствующие в Римских банях, и показало, что они являются потенциальным источником нового препарата. В том, что воды Римских бань издавна считались целебными, нет никакой иронии, а теперь, благодаря достижениям современной науки, мы можем оказаться на пороге того, чтобы понять, что римляне и другие люди с тех пор были правы».

Римские бани принимают посетителей уже почти два тысячелетия, а в 2023 году более миллиона человек посетили их горячие и другие источники.

Зофия Матьяшкевич, менеджер по коллекциям Римских бань и соавтор исследования, добавила: «Люди посещали источники в Бате на протяжении тысячелетий, поклоняясь им, купаясь в них и выпивая их воду на протяжении веков. Даже в викторианскую эпоху Центр курортного лечения в Бате использовал воды природных источников с предполагаемыми целебными свойствами во всевозможных душах, ваннах и процедурах. Очень интересно видеть, как передовые научные исследования проводятся здесь, на месте с таким количеством историй».

В рамках исследования, которое планируется начать в октябре 2024 года, будут применяться различные методы для проверки микроорганизмов, обнаруженных в Римских банях, на антимикробную активность с целью выявления тех, которые могут иметь потенциал для будущего клинического использования.