Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 410

«Мировой океан в музейном предмете»

«Мировой океан в музейном предмете»
На конференции в Дарвиновском музее рассказали о том, как рассказать то, о чем имеешь представление на 5%.

В Дарвиновском музее в первый день конференции «Интерпретация природного наследия музейными средствами: перспективы, проблемы, решения» прошли три тематические секции. В секции «Интерпретации природного наследия в экспозиционной и выставочной деятельности музеев» старший научный сотрудник Отдела природы калининградского Музея мирового океана И.Б. Байкова рассказала о «Мировом океане в музейном предмете».

«Музей мирового океана — первый в России комплексный маринистический музей, больше известный как музей кораблей. Центральный объект музея — корабль науки «Витязь». Это судно с интересной историей, на котором ученые исследовали океан в 20 веке. «Витязь» изображен на гербе Института Океанологии. Именно в связи с появлением судна стало возможным основание нашего музея, огромной набережной исторических кораблей и строящегося экспозиционного корпуса в форме земного шара «Планета океан».

Композиция «Планеты океан» позволит рассказать не об истории изучения и освоения океана, а о самом мировом океане. По концепции сотрудников музея это - корабль науки. Общая площадь экспозиции — 10 тысяч кв.м, из них 6 тысяч кв.м. — экскурсионно-выставочная площадь, площадь аквариумов — 485 кв.м.

«В 2017 году ООН объявила 2012-2030 — десятилетием наук об океане. Символично, что мы попадаем в этот период — органично рассказываем и говорим об актуальных проблемах океана. Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай сказала: «Океан — это новый рубеж, он покрывает 71% поверхности земного шара, в то время как мы исследовали менее 5%». Возникает вопрос, как рассказать то, о чем имеешь представление на 5%?

Наш земляк Иммануил Кант говорил много о проблемах познания: «Человеческое знание охватывает лишь мир опыта, а за его пределами лежат непознаваемые вещи, вещь в себе». Останется ли мировой океан «вещью в себе», или мы приблизимся к его познанию?

Физик Вернер Гейзенберг считал, что «в процессе познания природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от её устройства, но и от нашего способа постановки вопроса». Наш ответ — задавать вопросы, обсуждать и искать ответы».

И.Б. Байкова отметила, что на многие процессы и проблемы мирового океана существуют разные взгляды, научные подходы и школы. «Мы не можем транслировать устоявшиеся догмы, поскольку информация постоянно обновляется». К примеру, экологические проблемы мирового океана — мусорное пятно. Идут споры о его существовании. Многие ученые утверждают, что большого мусорного пятна нет, загрязнены только прибрежные территории. Аналогичная дискуссия связана с использованием ресурсов мирового океана. Одни ученые считают, что нельзя трогать мезопелагических рыб, а другие, что это наше будущее. «Все эти задачи и парадоксы — сфера нашего музейного внимания».

«Как мы собираемся вместить океан в музейное пространство? Несмотря на то, что океан един, мы для его демонстрации разделили на экспозиционные блоки. Экспозиционные разделы названы так же, как и основные разделы океанологической науки. Теме морской биологии соответствует раздел «Лаборатория жизни». Морская геология соответствует «Лаборатории земли», гидрология и метеорология — «Лаборатория воды и воздуха». На первом этаже у нас появилась приветственная зона, — «Лаборатория Балтийского моря».

И.Б. Байкова представила на экране объекты экспозиции одного комплекса, посвященного исполинам океана. «Скелет кашалота — многозначный предмет, доставшийся нам еще со времен китобойного промысла. В Ленинграде была китобойная флотилия «Юрий Долгорукий». В последнем рейсе они добыли скелет, который после длительных приключений оказался в нашем музее. Экспонат сейчас расположен в павильоне «Глубина». На предмете мы расскажем истории, поговорим о биологии китообразных.

То же самое нужно сказать о предмете, который может претендовать на центральную роль в этом комплексе — китовый паспорт. Объект говорит нам о биологии китообразных и об истории взаимоотношений людей и мирового океана». Паспорт составляли каждый раз после добычи кита. Первая страница заполнялась китобойцем — обстоятельства добычи китов вплоть до того, сколько гранат взорвалось.

«Это ужасные документы —хроника китовой гибели. Таких документов у нас 51 тысяча — только одна китобойная флотилия, а их было 4 и в разное время. Этот документ служил основанием для выплаты гарпунеру — человеку, который охотился на кита. Обратная сторона заполнялась учеными — наблюдателями на судне. Китовый паспорт — архивный и мемориальный документ со статистикой. В нем указаны координаты добычи, время и вся биологическая информация».

Сотрудники музея продолжают комплектовать коллекцию. В музее множество новых поступлений. Добавились крупногабаритные объекты — скелет кита. Музейщики используют объекты из природы, приводят их в порядок и превращают их в музейные объекты. К примеру, сердце серого кита, привезенное из Чукотки. Сердце получили аборигенным промыслом и изготовили методом пластинации в Санкт-Петербурге. «Информативный предмет привлекает внимание. Любой человек может теперь сравнить свои размеры сердца с размерами серого кита».

И.Б. Байкова рассказала про инсталляции и экспозиционные модули. В музее начнут работать лаборатории — зоны, где посетители будут взаимодействовать с объектами и вести наблюдение. 

«Мы стараемся объяснить, что одна из самых сложных страниц в истории взаимоотношений человека и океана — потребительское отношение к океану, к его ресурсам. Это то, чего быть не должно. Наша задача — призвать общество к экологической культуре, пониманию природных процессов и бережному отношению к окружающему миру» — завершила И.Б. Байкова.

океанология

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.