Ученые из Университетского колледжа в Лондоне под руководством Патрика Хаггарда (Patrick Haggard) повторили в несколько измененном виде эксперимент Стэнли Милгрэма 60-х годов прошлого века. Это один из самых известных в истории психологии экспериментов, показывающий, насколько опасным может быть подчинение авторитетам. В новой версии обычные люди снова били друг друга током, причиняя реальную боль, а психологи смогли не просто объяснить это тем, что люди не воспринимают действия по указанию третьего лица как собственные — но и доказать, при помощи анализа мозговой активности испытуемых. Их выводы и детали эксперимента описаны в статье, опубликованной в Current Biology.
Участниками эксперимента стали волонтеры, все они были женского пола, как и экспериментаторы (чтобы избежать гендерных эффектов), и получили по £20 за участие в исследовании. Если в классическом эксперименте Милгрэма, роль «жертвы», сидящей в соседней комнате и кричавшей «Больно, остановитесь», исполнял актер, то в данном случае испытуемые получали реальные удары током от своего «напарника», так называемого «агента», сидящего буквально напротив. Боль была ощутимой, но не опасной для жизни, поясняют психологи, — для каждой «жертвы» она была подобрана до эксперимента с учетом его индивидуальных особенностей.
У «агента» в распоряжении была клавиатура с двумя кнопками, он мог нажать на одну из них, как, впрочем, мог и не нажимать совсем. Нажатие кнопки в разных парах означало разное действие. В некоторых это было причинение боли «жертве» ударом электрического тока, а в других при нажатии «агент» получал с «жертвы» £5. Роль экспериментатора тоже варьировалась: в некоторых случаях она состояла в том, что он стоял рядом и прямо указывал «агенту» нажать кнопку, а в других — просто стоял на отдалении и ничего не приказывал, позволяя человеку самому решить.
Были введены и другие дополнительные условия в процедуру эксперимента. Во-первых, при любом нажатии кнопки через некоторое время раздавался звуковой сигнал, а обоих участников просили оценить длительность интервала от нажатия до сигнала. Таким образом ученые пытались установить, воспринимается ли действие по нажатию кнопки как собственное или совершенное кем-то другим. Дело в том, что, согласно проведенным ранее исследованиям, люди воспринимают такой интервал более коротким, когда уверены, что действие было совершено по их собственной воле. Анализ новых данных показал, что люди, нажимавшие кнопку по указанию экспериментатора, всегда оценивали интервал как более продолжительный. То есть они неосознанно воспринимали это действие не своим, не ощущали за него никакой личной ответственности.
Еще одно доказательство того же тезиса было получено при помощи электроэнцефалограмм участников. Мозговая активность «агента» не усиливалась, когда он нажимал кнопку по указанию экспериментатора — как будто бы мозг «не включался» при этом действии, раз оно совершалось по чьему-то указанию. При этом неважно, какими были последствия. Даже если в результате не происходило ничего плохого, эффект наблюдался ровно тот же, то есть списать такое отсутствие ответственности на психологическую защиту тоже не получится.
Таким образом, сам факт действия по чьему-то указанию снимает с человека всякую ответственность, по крайней мере, так «интерпретирует» это мозг. Увы, это означает, что человечеству по-прежнему нечего противопоставить обескураживающему заявлению нацистского преступника Адольфа Эйхмана — на суде этот человек, погубивший тысячи евреев, утверждал, что он «просто исполнял приказы». Однако это, по-видимому, очередной раз показывает всем, кто работает с людьми и стремится добиться их личной ответственности за какое-то дело, что для этого надо для начала перестать указывать и приказывать — будь ты начальник, учитель или просто родитель.