19 октября 1943 года Зельман Ваксман выделил стрептомицин.

Во все времена наука находится в поисках ответов на множество вопросов, самый важный из которых – как сделать людей здоровыми и победить различные заболевания? В эпоху Луи Пастера и знаменитого русского ученого Ильи Мечникова был найден ответ: можно использовать одних микробов против других. Мечников писал, что «в процессе борьбы друг с другом микробы вырабатывают специфические вещества как орудия защиты и нападения». Это все антибиотики – орудие одних микробов против других, а ныне существующие пенициллин, стрептомицин и др. – получены как продукт жизнедеятельности бактерий, плесеней и актиномицетов. Такие вещества действуют губительно, либо задерживают рост и размножение болезнетворных микробов.
Эра антибиотиков в современном значении началась с открытия пенициллина Александром Флемингом, который в 1929 году опубликовал исследование о веществе, выделенном из колоний плесени. За это время произошло немало важных открытий, спасших ни одну жизнь. В частности – выделение стрептомицина.

Брутто-формула

C21H39N7O12

В 1941 году американский ученый Зельман Ваксман выделил антибиотик актиномицин, образуемый Streptomyces antibioticus. Событие, ставшее поворотным в мире медицины, произошло в Ратгерском университете штата Нью-Джерси в США.

Спустя несколько лет, 19 октября 1943 года, Ваксман вместе с Альбертом Шатцем выделил стрептотрицин, образуемый Sir. lavendulae. Но вещества не сразу вошли в широкую практику из-за сильных токсических свойств. Они стали надежным подспорьем к открытию Ваксманом и его сотрудниками в 1943 году известного антибиотического препарата стрептомицина, подарившего надежду на выздоровление больным туберкулезом.

Открытие самого вещества стрептомицина с его ценными свойствами подтолкнуло науку к исследованию актиномицетов и поискам среди них продуцентов новых антибиотических веществ. И это увенчалось успехом: были открыты такие антибиотики, как хлоромицетин (хлорамфеникол), неомицин, хлортет-рациклин, тетрациклин и другие биологически активные соединения. Но самая главная ценность стрептомицина – это эффективность при лечении туберкулеза. Вещество является аминогликозидным антибиотиком, а значит, как и другие вещества группы, подавляет синтез белка. Стрептомицин связывается с белком S12 (ген rpsL) в составе 30S – субъединицы рибосом, после чего процесс трансляции нарушается.

Заслуга Зельмана Ваксмана в 1952 году была отмечена профессиональным сообществом: «за открытие стрептомицина, первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулеза» ученый был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине. А сейчас стрептотрицин входит в перечень основных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения, которые необходимы для базовой схемы здравоохранения.

Фото на странице: World Telegram & Sun photo by Roger Higgins / Общественное достояние / Wikipedia