Исследование, проведенное учеными из Университета Вайоминга и Института поведения животных Макса Планка, показывает, что мигрирующие животные совершенствуют свое поведение с возрастом, что говорит о том, что обучение является важной составляющей успешной миграции.

Хотя генетика и социальное поведение являются неотъемлемыми факторами, определяющими маршрут перелета животных, информация, полученная благодаря индивидуальному опыту, также помогает формировать миграционные движения, говорит исследовательская группа под руководством Эллен Айкенс. Исследования на стыке поведения животных и науки о данных обусловлены новыми возможностями передовых вычислений.

Результаты миграции опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences, одном из самых престижных в мире мультидисциплинарных научных журналов, охватывающих биологические, физические и социальные науки. Исследование включало в себя отслеживание более 250 белых аистов, разбросанных по  пяти гнездовым территориям на юге Германии и Австрии в период с 2013 по 2020 год.

Данные, собранные исследователями, позволили не только точно определить пути миграции аистов, но и измерить время и темп движения отдельных птиц, а также оценить количество энергии, затрачиваемой аистами во время полета. Команда обнаружила, что хотя молодые особи не торопятся исследовать новые места во время миграции, с возрастом их перелеты становятся быстрее.

«По мере старения птиц и приобретения ими опыта более взрослые особи перестают исследовать новые места и вместо этого перемещаются быстрее и прямее, что приводит к большим затратам энергии во время миграционного полета», – пишет ведущий автор работы. Во время весенней миграции отдельные аисты изобретали новые кратчайшие пути при переходе от раннего возраста к взрослому, что говорит о зависимости от пространственной памяти, приобретенной в процессе обучения.

По словам ученых, отдельные аисты постепенно выпрямляли свои маршруты, чтобы найти более короткие пути для перелета между пунктами назначения во время весенней миграции к местам летнего размножения и гнездования. Полученные результаты могут иметь значение для целого ряда других видов мигрирующих животных.

«Хотя информация в основном не рассматривалась как формирующая миграционное поведение, получение и ее использование для постепенного совершенствования миграционного поведения путем обучения может сыграть важную роль в экономии энергии и времени», – пишут исследователи. Ландшафты, по которым перемещаются животные, сложны и динамичны, что требует от мигрантов изучения того, где и когда возникают благоприятные условия, способствующие перемещению, и как их эффективно использовать.

Независимо от того, направляется ли первая миграция генетикой или является результатом следования за информированными особями, обучение в течение жизни представляет собой дополнительный и вспомогательный механизм, формирующий миграцию животных.

[Фото: Christian Ziegler]