МГУ создает новые технологии разработки нефтяных месторождений для компании “Башнефть”.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова заключил соглашение с компанией “Башнефть”. Срок договора составляет пять лет.

Данное соглашение во многом посвящено изучению интереснейшей и важнейшей проблемы нефтегазовой отрасли – геомеханики, которая занимается исследованием напряженного состояния среды при разработке месторождений. Геологическая среда находится в том или ином напряженном, деформированном состоянии, которое важно знать, в частности, при выборе мест для бурения, при проходке скважин, чтобы избежать обвалов и аварий. Учитывая, что бурение сегодня очень недешёвый процесс, а морское бурение вообще дороже золота, такие исследования – хороший способ избежать фатальных ошибок.

МГУ традиционно взаимодействует с крупнейшими нефтегазовыми компаниями. Университетские лаборатории хорошо оснащены для исследования минерального и элементного состава нефти. Методика МГУ не ограничивается изучением геомеханики лишь вдоль скважины, а предполагает объемное изучение напряжений среды, что повышает надежность результатов.

«Фактически, это соглашение – с геологическим факультетом, который выступает представителем университета», – пояснил профессор геологического факультета МГУ Дмитрий Кощуг. – С точки зрения науки факультет может оказать компании научную поддержку в той области, в которой он стандартно силен, то есть в первой фазе нефтяного бизнеса, в поисках и разведке. Здесь очень важны сейсмические методы поиска, разрабатываемые на кафедре сейсмометрии и геоакустики, а на кафедре геологии и геохимии горючих ископаемых и кафедре региональной геологии и истории Земли занимаются самим веществом бассейна, историей развития нефтяного бассейна, оценкой его запасов, выбором стратегии добычи, словом, всей той научно-исследовательской частью, которая предшествует самой разработке месторождения и позволяет нефтяной компании принимать очень рискованное и дорогостоящее решение о том, имеет ли коммерческий смысл начинать разработку и, если да, то каким способом это делать».

По словам Кощуга, у ученых геологического факультета есть целый ряд проектов, посвященных этой теме. «Конечно, сами нефтяные компании располагают необходимыми знаниями и методиками, однако наука развивается и всегда появляется что-то новое, неопробованное. Например, одна из новых технологий, разработанная на факультете, позволяет при сейсморазведке "очищать" сигнал от помех с использованием суперкомпьютерных технологий. Для этого используются наши и программные, и аппаратные разработки. Во многом это делается у нас впервые, поскольку само направление зародилось относительно недавно. Нужно сказать еще, что кафедра геологии и геохимии горючих ископаемых геологического факультета МГУ является одним из мировых лидеров по внедрению методов рентгеновской компьютерной томографии для изучения строения нефтегазоносных пород и порового пространства. Все крупные компании уже года два применяют эти методы, но в МГУ есть разработки, позволяющие надежнее интерпретировать получаемые данные, понимать с какой точностью следует снимать, с каким пространственным разрешением это делать, как интерпретировать полученные результаты», – уточнил профессор.

«Мы высоко ценим вклад МГУ в развитие фундаментальных знаний, подготовку высококвалифицированных кадров для отрасли и в проведение исследований и разработок по геолого-геофизическому изучению нефтегазовых месторождений, – отметил вице-президент по геологии и разработке «Башнефти» Юрий Красневский. – Надеемся, что наше сотрудничество с передовым университетом страны будет эффективным не только для решения конкретных задач, стоящих перед компанией, но и для развития геологической науки в целом».

«Сотрудничество с «Башнефтью» важно для нас, принимая во внимание обширный опыт одной из старейших нефтяных компаний России в разработке и внедрении передовых технологий, значительные успехи в геологоразведке и лидирующие позиции по темпам роста нефтедобычи, – подчеркнул декан геологического факультета МГУ академик Дмитрий Пущаровский. – Мы рассчитываем, что взаимодействие университетской науки и бизнеса внесет практический вклад в развитие всей нефтегазовой отрасли России».

Также соглашение включает реализацию образовательных программ в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников «Башнефти», которая будет осуществляться совместно с Высшей школой инновационного бизнеса (факультет МГУ).

msu башнефть геомеханика мгу московский государственный университет имени ломоносова нефтяные месторождения