мгу

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял первое место в опубликованном 15 декабря глобальным аналитическим агентством в области высшего образования QS Quacquarelli Symonds ежегодном списке лучших университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии. В него вошли 450 лучших вузов региона, в том числе 134 вуза из России.

Это уже восьмая номинация Московского университета на лидирующую позицию в рейтинге лучших вузов региона. Начиная с 2014 года МГУ неизменно получает у экспертов наивысшее количество баллов в интегративном показателе, важнейшими факторами для расчета которого являются академическая репутация и репутация среди работодателей. Также учитываются соотношение количества преподавателей и студентов, количество научных публикаций на одного преподавателя и сотрудника, количество цитирований на одну публикацию, доля иностранных преподавателей и сотрудников, доля иностранных студентов, доля преподавателей и сотрудников с учёной степенью, глубина международных научных коллабораций и присутствие в онлайн-среде. При составлении рейтинга проводится опрос более 130 000 учёных, преподавателей и руководителей вузов, а также более 75 000 представителей компаний-работодателей.

Комментируя результаты исследования, ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что полученные результаты позволяют уверенно относить Московский университет не только к лидерам университетского сообщества Восточной Европы и Центральной Азии, но и к числу глобальных лидеров. «Мы видим, как Московский университет, несмотря на пандемию, сохраняет свои ведущие позиции в образовании и науке. За этим стоят фундаментальность образования, мощные научные школы, усилия по развитию университета как точки сборки лучших моделей формирования компетенций. В уходящем году открылся научно-образовательный комплекс «МГУ-Саров», успешно работали факультеты и междисциплинарные научно-образовательные школы, подрос конкурс при поступлении. Это дает возможность эффективно работать по текущим образовательным и исследовательским проектам, наращивать усилия по реализации программы развития вуза», - сказал Садовничий.

Региональный рейтинг университетов QS Emerging Europe and Central Asia University Rankings ежегодно составляется глобальным научно-исследовательским консультационным центром QS Quacquarelli Symonds, рейтингуя 450 лучших университетов региона. QS является наиболее популярным и самым упоминаемым в мире источником сравнительной информации об университетах, поддерживаемый им веб-сайт www.TopUniversities.com в 2020 году получил более 147 миллионов просмотров пользователей.

Рейтинг лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии 2021 года – Топ-10

2022

2021

Название

Страна

1

1

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Россия

2

4

Карлов университет

Чехия

3

3

Санкт-Петербургский государственный университет

Россия

4

2

Тартуский университет

Эстония

5

6

Ягеллонский университет

Польша

6

7

Варшавский университет

Польша

7

8

Масариков университет

Чехия

8

5

Новосибирский государственный университет

Россия

9

10

Томский государственный университет

Россия

10

9

Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт»

Россия

© QS Quacquarelli Symonds 2004-2021 www.TopUniversities.com

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова сохраняет уверенное лидерство с первой публикации результатов регионального рейтинга в 2014 году. Университет получил наивысшее количество баллов по показателям академической репутации и репутации среди работодателей.

В топ-10 лучших университетов региона также вошли Санкт-Петербургский государственный университет (3 место), Новосибирский государственный университет (8 место), Томский государственный университет (9 место), Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт» (10 место).

Количество российских вузов составляет почти 30% от общего количества участников рейтинга. 16 российских вузов впервые вошли в региональный рейтинг лучших университетов, 14 российских вузов улучшили свои позиции по сравнению с позициями прошлогоднего рейтинга, в то время как 27 вузов страны сохранили свои позиции.

Бен Саутер, директор аналитического центра QS, комментирует: «Увеличив количество вузов в региональном рейтинге до 134, Россия получила наиболее широкое представительство среди лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии. Кроме того, у России самое высокое количество университетов в топ-10 и топ-100 опубликованного рейтинга. В то же время более 50% российских университетов – участников рейтинга продемонстрировали снижение позиций, вызванное, прежде всего, динамикой показателей качества образовательной среды – доли преподавателей и сотрудников с учёной степенью и соотношения количества преподавателей и студентов. Несмотря на заметное количество новичков рейтинга, большинство из которых расположилось в нижней части рейтинговой таблицы, Россия сумела нарастить количество публикаций на одного преподавателя, что указывает на возможности дальнейшего развития научной производительности в стране».

Сергей Христолюбов, региональный директор QS Quacquarelli Symonds по Восточной Европе и Средней Азии, добавляет: «Отрадным фактом является расширение географии российских участников рейтинга, новый выпуск которого включает в себя вузы уже из 50 российских городов, что является абсолютным рекордом. В число лучших в регионе входят вузы от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Ростова-на-Дону, и это свидетельствует о повышении международной узнаваемости высших учебных заведений, расположенных в самых разных уголках страны».

Региональный рейтинг университетов QS Emerging Europe and Central Asia University Rankings, составленный глобальным научно-исследовательским консультационным центром QS Quacquarelli Symonds, рейтингует 450 лучших университетов региона. QS является наиболее популярным и самым упоминаемым в мире источником сравнительной информации об университетах.

Методология

QS использует десять показателей для составления рейтинга:

  1. Академическая репутация (30%): качественный показатель, рассчитываемый на основе результатов опроса более 130 000 учёных, преподавателей и руководителей вузов;
  2. Репутация среди работодателей (20%): качественный показатель, рассчитываемый на основе результатов опроса более 75 000 представителей компаний-работодателей;
  3. Соотношение количества преподавателей и студентов (10%): количественный показатель, представляет собой соотношение количества студентов к общему числу преподавателей, что даёт информацию о вероятных размерах учебных групп в учебном заведении;
  4. Количество публикаций на одного преподавателя и сотрудника (10%): количественный показатель научной производительности, который измеряет среднее количество публикаций на одного преподавателя и сотрудника вуза;
  5. Количество цитирований на одну публикацию (5%): количественный показатель научной производительности, который измеряет среднее количество цитирований на одну публикацию;
  6. Доля иностранных преподавателей и сотрудников (2,5%): один из двух количественных показателей интернационализации, представляет собой отношение количества иностранных преподавателей и сотрудников к общему количеству преподавателей и сотрудников и свидетельствует о способности университета привлекать таланты со всего мира;
  7. Доля иностранных студентов (2,5%): второй из двух количественных показателей интернационализации, представляет собой отношение количества иностранных студентов к количеству студентов в учебном заведении и свидетельствует о способности университета привлекать таланты со всего мира;
  8. Доля преподавателей и сотрудников с учёной степенью (5%): количественный показатель, представляет собой отношение количества преподавателей и сотрудников с учёной степенью к общему количеству преподавателей и сотрудников;
  9. Глубина международных научных коллабораций (10%): количественный индикатор, измеряет степень глубины контактов в международных академических кругах;
  10. Веб-импакт / присутствие в онлайн-среде (5%): количественный показатель, измеряет степень влияния вуза в онлайн-среде по данным Вебометрики (Webometrics).

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ 

Источник фото: ria.ru