Ученые ИТМО предложили методику для проверки подлинности картин. С ее помощью можно менее чем за полминуты определить химический состав полотна и столетие, в котором оно было написано. Эффективность методики ученые проверили на копии пейзажа Ивана Айвазовского XIX века. 

Тест-объект, сделанный из фрагмента копии картины И.А. Айвазовского

Тест-объект, сделанный из фрагмента копии картины И.А. Айвазовского

 

Традиционные методы изучения картин — рентгенография и УФ-люминесценция — больше не могут решать все задачи исследователей искусства. Они малоинформативны с точки зрения анализа художественных материалов: с их помощью можно только визуально оценить полотно. Ученые лаборатории изучения культурного наследия факультета фотоники ИТМО предложили методику, которая позволяет комплексно исследовать живописное произведение искусства и даже определить эпоху, в которую был нанесен тот или иной красочный слой картины.  В отличие от классических методов визуализации это решение помогает косвенно оценить количественные характеристики картины, например, концентрацию красящего пигмента и степень полимеризации (высыхания) масла. В основе методики — инфракрасная спектроскопия.

Физики исследовали прижизненную копию картины XIX века Ивана Айвазовского «Вид с высоты птичьего полета на Принцевы острова близ Константинополя в Мраморном море». Они сделали из ее фрагмента тест-объект, нанесли подписи, нарисовали геометрические фигуры поверх живописи, мужскую голову на обратной стороне холста, а затем с каждого интересующего фрагмента полотна (грунт, красочные слои, холст) взяли пробы, положили их на алмазный кристалл и облучили инфракрасными волнами. 

Во время эксперимента у каждого образца часть излучения поглощалась, а часть проходила дальше. В результате исследователи получали спектры поглощения каждого фрагмента картины, с помощью которых можно оценить концентрацию пигментов и связующих веществ на холсте.

«Наша методика на основе ИК-спектроскопии помогает заглянуть внутрь картины, понять, что, например, на пейзаже Айвазовского мы видим не обычную синюю краску «Берлинская лазурь», но и определить ее химический состав. Экспертиза на молекулярном уровне дает намного больше информации, чем традиционный визуальный анализ, — объясняет автор работы, аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев. — Мы обнаружили, что степень полимеризации масла отличается в разных красочных слоях картины, это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно. Наше решение упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин».

Аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев

Аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев

 

Ученые неслучайно решили протестировать методику именно на копии картины Ивана Айвазовского. Исследуемая копия оказалась в коллекции Русского музея еще в начале 2000-х. Художник был известен уже при жизни, поэтому его очень часто подделывали. 

«Иван Айвазовский оставил большое творческое наследие: он работал с историческими сюжетами, пейзажами, портретами. Учесть все его работы невозможно, что открывает простор для фальсификации. К тому же важно не только представить зрителю произведение искусства, но и соединить эстетическую, историографическую оценку, контекст живописи с технологическим подходом. Комплексный анализ позволяет понять нам манеру, любимые приемы, фактуру и материалы художника, а также определить, оригинал перед нами или копия. Наша методика усовершенствует и технологическую, и теоретическую экспертизу живописи Айвазовского— подчеркивает искусствовед, научный сотрудник мобильной лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Александра Смолянская. — К слову, и копия может дать ценную информацию для мира искусства — например, выявить типичные черты того или иного художественного направления, периода».

Ученые продолжат развивать методику анализа картин. В их планах — протестировать технологию на оригинальных полотнах, а также адаптировать ее для произведений живописи русского авангарда (1910-е годы). В перспективе методику внедрят для работы специалистов Государственного Русского музея.

Исследования выполнены при поддержке гранта по Постановлению Правительства Российской Федерации № 220 от 09 апреля 2010 г.

 

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS

Информация и фото предоставлены ИТМО