Ученые ИТМО предложили методику для проверки подлинности картин. С ее помощью можно менее чем за полминуты определить химический состав полотна и столетие, в котором оно было написано. Эффективность методики ученые проверили на копии пейзажа Ивана Айвазовского XIX века.

Тест-объект, сделанный из фрагмента копии картины И.А. Айвазовского

Традиционные методы изучения картин — рентгенография и УФ-люминесценция — больше не могут решать все задачи исследователей искусства. Они малоинформативны с точки зрения анализа художественных материалов: с их помощью можно только визуально оценить полотно. Ученые лаборатории изучения культурного наследия факультета фотоники ИТМО предложили методику, которая позволяет комплексно исследовать живописное произведение искусства и даже определить эпоху, в которую был нанесен тот или иной красочный слой картины.  В отличие от классических методов визуализации это решение помогает косвенно оценить количественные характеристики картины, например, концентрацию красящего пигмента и степень полимеризации (высыхания) масла. В основе методики — инфракрасная спектроскопия.

Физики исследовали прижизненную копию картины XIX века Ивана Айвазовского «Вид с высоты птичьего полета на Принцевы острова близ Константинополя в Мраморном море». Они сделали из ее фрагмента тест-объект, нанесли подписи, нарисовали геометрические фигуры поверх живописи, мужскую голову на обратной стороне холста, а затем с каждого интересующего фрагмента полотна (грунт, красочные слои, холст) взяли пробы, положили их на алмазный кристалл и облучили инфракрасными волнами.

Во время эксперимента у каждого образца часть излучения поглощалась, а часть проходила дальше. В результате исследователи получали спектры поглощения каждого фрагмента картины, с помощью которых можно оценить концентрацию пигментов и связующих веществ на холсте.

«Наша методика на основе ИК-спектроскопии помогает заглянуть внутрь картины, понять, что, например, на пейзаже Айвазовского мы видим не обычную синюю краску «Берлинская лазурь», но и определить ее химический состав. Экспертиза на молекулярном уровне дает намного больше информации, чем традиционный визуальный анализ, — объясняет автор работы, аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев. — Мы обнаружили, что степень полимеризации масла отличается в разных красочных слоях картины, это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно. Наше решение упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин».

Аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев

Ученые неслучайно решили протестировать методику именно на копии картины Ивана Айвазовского. Исследуемая копия оказалась в коллекции Русского музея еще в начале 2000-х. Художник был известен уже при жизни, поэтому его очень часто подделывали.

«Иван Айвазовский оставил большое творческое наследие: он работал с историческими сюжетами, пейзажами, портретами. Учесть все его работы невозможно, что открывает простор для фальсификации. К тому же важно не только представить зрителю произведение искусства, но и соединить эстетическую, историографическую оценку, контекст живописи с технологическим подходом. Комплексный анализ позволяет понять нам манеру, любимые приемы, фактуру и материалы художника, а также определить, оригинал перед нами или копия. Наша методика усовершенствует и технологическую, и теоретическую экспертизу живописи Айвазовского— подчеркивает искусствовед, научный сотрудник мобильной лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Александра Смолянская. — К слову, и копия может дать ценную информацию для мира искусства — например, выявить типичные черты того или иного художественного направления, периода».

Ученые продолжат развивать методику анализа картин. В их планах — протестировать технологию на оригинальных полотнах, а также адаптировать ее для произведений живописи русского авангарда (1910-е годы). В перспективе методику внедрят для работы специалистов Государственного Русского музея.

Исследования выполнены при поддержке гранта по Постановлению Правительства Российской Федерации № 220 от 09 апреля 2010 г.

Фото: Дмитрий Григорьев / ITMO.NEWS