24–25 марта 2022 г. на Алтае прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». Специалисты из Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН обсудили актуальные проблемы, накопившиеся в российской экономике за последнее время и предложили меры по их преодолению. Об этом сообщили в пресс-службе Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН.  

Участники конференции отмечают, что в силу произошедших изменений политико-экономического характера совершенно иначе выглядит целый ряд проблем и вопросов современного экономического развития России. При этом значительная часть вызовов и угроз, стоящих перед российской экономикой, является не столько следствием санкционного давления со стороны недружественных стран, сколько результатом накопленных на протяжении последнего 35-летнего периода внутренних ограничений развития.  К числу основных вызовов, стоящих перед российской экономикой, относятся:

  • кардинальное изменение ценовых пропорций на основные товары и услуги в экономике;
  • ориентация на внутреннем рынке на ценовые индикаторы, определяемые внешнеэкономической конъюнктурой;
  • основной акцент в структурной политике на меры, определяемые приоритетами отдельных промышленно-финансовых групп и конгломератов, без увязки их в единый стратегический замысел развития экономики;
  • низкий уровень востребованности отечественного научно-технического потенциала; общее технологическое отставание базового ядра российской экономики, отставание в локализации критически важных видов продукции и направлений создания активов;
  • нарастание фрагментации экономического пространства страны и в целом ослабление связанности экономик ее регионов;
  • негативные демографические тенденции, в том числе обусловленные деградацией систем обеспечения жизнедеятельности восточных и северных территорий.

 

Сложившаяся к марту 2022 г. ситуация не позволяет сохранять постулаты экономической политики, проводившейся до сих пор. Преодоление отмеченных выше негативных воздействий на экономическое развитие страны предполагает реализацию комплекса мер не только краткосрочного (оперативного), но и средне-долгосрочного реагирования на структурные (производственно-отраслевые и пространственные) и технологические вызовы развитию российской экономике. По мнению участников конференции (большинство из которых на протяжении значительного периода времени занимаются анализом и прогнозированием отечественной экономики), к числу важнейших мер конструктивного реагирования на указанные вызовы относятся:

 

В сфере уменьшения воздействия на экономику страны внешнеэкономических ограничений:

  • Активизация работы по формированию систем международных взаиморасчетов, альтернативных существующей системе. Разработка единой расчетной единицы в торговле со странами ЕАЭС и другими дружественными странами.
  • Переход к критериям сбалансированности внешней торговли.
  • Формирование устойчивых каналов поставки критического импорта из дружественных стран и через дружественные страны.
  • Развитие валютного рынка и финансового обеспечения перевода части экспорта с недружественными странами к торговле за рубли, развитие механизмов снижения волатильности курса рубля.
  • Системный и реальный разворот внешнеэкономических связей на Восток – расширение сферы использования (действия) совместных проектов и программ взаимного участия в активах проектов различной направленности – от инфраструктурных до создания и производства современной высокотехнологичной продукции.
  • В рамках проведения политики импортозамещения – развитие внутреннего рынка ключевых технологий и оборудования для освоения и развития территорий восточных районов страны.

 

В сфере структурной политики:

  • Переход к активной инвестиционной политике, связанной с созданием и развитием производственно-технологических комплексов и систем на базе освоения и использования ресурсов уникальных объектов востока страны (Томторское месторождение редкоземельных металлов, Попигайская астроблема импактных алмазов; ресурсы литиевых рассолов Восточной Сибири; потенциал гелия месторождений углеводородного сырья и т.д.).
  • Насыщение ликвидностью и активное использование механизмов многоканальности финансовой системы для создания, обновления и развития основных активов в высокотехнологичных производствах и отраслях.
  • Реализация проектов на принципах и условиях обязательного формирования и развития отечественного ресурсного, кадрового и технологического потенциала на всех этапах их осуществления с акцентом на создание производств с высоким уровнем добавленной стоимости.
  • Формирование комплексных проектов, предполагающих не только последовательно сменяющие друг друга стадии создания добавленной стоимости в процессе переработки ресурсов, но и формирование и развитие в рамках этого процесса научно-технической и кадровой составляющей этих проектов.
  • Создание и развитие системы научно-технической экспертизы проектов на всех этапах их осуществления, повышение значимости и качественного уровня такой экспертизы в финансовых и банковских структурах. Увязка системы и комплекса различных мер стимулирования и финансирования проектов с текущим состоянием отечественного научно-технического и кадрового потенциалов и динамикой и качеством выполнения условий, обеспечивающих развитие (укрепление) этих потенциалов.
  • Формирование единой системы мониторинга и прогнозирования научно-технической деятельности в стране на основе информации органов государственной власти науки и бизнеса. Создание федерального органа исполнительной власти, определяющего ключевые направления научно-технологического развития страны.
  • Обеспечение увязки развития производственно-экономических комплексов и систем с целями, задачами и динамикой развития на макроэкономическом уровне (экономики страны в целом и ее макрорегионов). При этом, особое внимание учету взаимосвязей и сквозных взаимодействий – в первую очередь, в транспортном комплексе и при освоении и использовании природных ресурсов (как лесных, так и минерально-сырьевых).
  • Отход от системы ценообразования на продукцию экспортных товаров и услуг на внутреннем рынке на основе принципа экспортного паритета (net-back) и переход к формированию цен на основе учета уровня и динамики ключевых составляющих затрат на выпуск данной продукции внутри страны. Разработка эффективных механизмов налоговой системы, позволяющих эффективно балансировать цены на сырьевую продукцию.

 

В сфере пространственной политики:

  • Повышение роли и значимости пространственно-связанных цепочек создания добавленной стоимости как одного из основных инструментов повышения уровня связанности и взаимодополняемости экономик различных регионов страны. Развитие на основе качественно новой кооперационной системы в производственной сфере среднего и малого бизнеса.
  • Разработка и использование в практической деятельности (при определении мер стимулирования и поддержки бизнес-проектов) региональных стандартов условий жизнедеятельности населения – с учетом как современных представлений и требований к качеству среды проживания, так и климатических, исторических и культурных традиций конкретного региона (территории).
  • При определении направления развития транспортной инфраструктуры обеспечение приоритета развития системы межрегиональной интеграции и кооперации, учитывающей и использующей особенности и преимущества современного социально-экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации и возможности его развития в средне- и долгосрочной перспективе.
  • Реализация процедур и подходов, направленных на активное участие регионов и муниципалитетов в вопросах освоения и использования их природно-ресурсного потенциала; в том числе, возможное создание соответствующих полномочных региональных офисов федеральных органов власти.
  • Создание условий для саморазвития и реализации творческого потенциала населения сельских поселений и удаленных населенных пунктов, в том числе использование мер стимулирования поддержки и расширения соответствующих правомочий (налогообложения, земле-, ресурсопользования).
  • Обеспечение преимущественной направленности климатической политики на решение проблем повышения качества условий жизни населения – с точки зрения влияния на условия труда и жизни; акцентирование мер климатической повестки на реализацию адаптационных мероприятий, значимость которых для обеспечения устойчивого (в том числе, климатически и экологического) развития регионов страны существенно недооценена.

Фото предоставлено пресс-службой Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН.