Мелкие птицы почти перегреваются, когда кормят своих птенцов

Чтобы прокормить больше детенышей, птицам потребовалось бы совершить больше работы, что привело бы к еще более высоким температурам тела – от чего они, вероятно, не выжили бы.

Биологи из Лундского университета (Швеция) обнаружили, что температура тела мелких птиц может сильно увеличиваться – примерно на четыре градуса, – когда те кормят своих птенцов. Чтобы прокормить большее количество детенышей, потребовалось бы совершить больше работы, что привело бы к еще более высоким температурам тела – от чего птицы, вероятно, не выжили бы, считают ученые. Результаты их исследования опубликованы в журнале The Royal Society B.

Температура тела у птиц значительно выше, чем у человека. Например, у кур – 40-42°C, у уток – 41-43°C. А у мелких птиц – скажем, у воробьев – в определенных условиях она может достигать 45°C. Такая температура увеличивает обмен веществ, ускоряя биохимические процессы в организме птицы, которая тратит большое количество энергии во время полета. Но если температура перескакивает рубеж в 45,5°C, возрастает риск смертельного исхода.

Два биолога из Лундского университета изучали черноголовую, или болотную, гаичку из отряда воробьинообразных. Во время исследования они меняли величину выводка гаички: уменьшая и увеличивая его. Это позволило им создавать разные ситуации, в которых птицам приходилось работать меньше или больше. Когда родители возвращались в гнездо, ученые измеряли температуру их тела. Выяснилось, что температура тела птицы значительно возрастает, когда она прилагает большое количество усилий, добывая еду для большого количества голодных птенцов. Частые полеты из гнезда и обратно не дают птице возможности остыть.

Кроме того, исследование показывает, что температура тела гаички соответствует температуре окружающей среды. Когда на улице жарко, температура тела птиц увеличивается. От этого фактора зависит и размер выводка. И если климат значительно потеплеет, мелкие птицы станут производить меньшее потомства, потому что они не смогут кормить своих детенышей слишком часто, не рискуя при этом жизнью.

[Фото: Sławek Staszczuk (photoss [AT] hotmail.co.uk)]