НАСА: солнечный ветер против марсианской атмосферы

Исследования Марса в рамках миссии позволили описать процесс изменений климата на планете.

Миссия NASA по исследованию атмосферы и эволюции Марса MAVEN обнаружила процесс, благодаря которому климат на планете менялся от теплого и влажного в прошлом к нынешнему холодному и недоброжелательному. Полученные данные позволили исследователям объяснить, как марсианская атмосфера быстро теряла газ под влиянием солнечного ветра. Результаты работы миссии описаны в журналах Science и Geophysical Research Letters, а также представлены на сайте NASA.

Измерения показали, что солнечный ветер уносит газ из атмосферы Марса со скоростью примерно 100 грамм в секунду, при этом они полагают, что раньше, когда Солнце было моложе и активнее, этот процесс был намного интенсивнее. Этот процесс и стал ключевым для кардинальных перемен климата на планете в прошлом.

Солнечный ветер — это поток частиц, прежде всего протонов и электронов, летящих от звезды со скоростью около полутора миллионов километров в час. Магнитное поле вокруг этого потока генерирует электрический ток, который воздействует на заряды атомов газа в атмосфере планеты, в итоге они оказываются в космосе, то есть атмосфера постепенно разряжается.

В рамках миссии ученые посмотрели, как происходит этот процесс в трех разных регионах Марса. Оказалось, что примерно 75% ионов газа, покидающих атмосферу планеты, приходится на так называемый «хвост» Марса, заднюю сторону, и лишь 25% — на полюса, плюс еще немного частиц выбивается из облаков, опоясывающих Марс.

maven атмосфера марса марс солнечный ветер