В Москве побывал нобелевский лауреат - биохимик и биофизик Арье Варшель. Наверное, нужно объяснить, почему встреча с лауреатом самой престижной научной премии по химии была посвящена онкологии. И почему вместе с Арье на вопросы обозревателя "РГ" отвечал главный онколог Минздрава России академик Андрей Каприн.
Все просто: в наше время в медицине активно используются системы математического моделирования. А Нобелевскую премию в 2013 году Варшель получил за разработку такой мультимасштабной модели. Эта модель пришлась ко двору в онкологии. Скажем, системы, разработанные Арье, существенно сокращают процедуру исследования новых препаратов. Более того, позволяют понять, почему те или иные из них утрачивают свою силу. Компьютерные расчеты позволяют составить точный прогноз о том, как будут вести себя белки в разных ситуациях.
А академик Андрей Каприн на то и главный онколог, чтобы, не откладывая, использовать возможности современной науки в практике лечения. Ведь рак, несмотря на то, что чуть ли не ежедневно появляется информация о новых препаратах, новых методах его лечения, не отдает своего страшного лидерства и по количеству случаев, и по летальным исходам.
- Наступило время цифровизации и регулирования сбора больших данных, - говорит Андрей Дмитриевич. - Теперь можно на основе собранных данных прогнозировать ситуацию, экономить время, силы, деньги и ресурсы. Математические модели позволяют не тратить многие годы, например, на эксперименты на животных. Лучше ведь ошибаться во время работы на виртуальных моделях, чем тратить время на реальные исследования.
Арье Варшель убежден: математическое моделирование перспективно и в разработке новых генных препаратов.
- Конечно, наш метод - это в большой степени метод проб и ошибок. Но именно так в мире и создаются лекарства, - считает нобелевский лауреат.
Онкологический диагноз постепенно утрачивает свою летальную ауру. Миллионы людей, прошедших противораковое лечение, живут долго и счастливо. Постоянно появляются новые средства борьбы со злокачественными опухолями. Но сам процесс лечения сложен, мучителен для пациента. Нередко от него страдают другие органы и ткани. Не случайно сейчас во всех странах развивается кардиоонкология.
- В скором времени, - считает Арье, - большинством видов онкологических процессов мы научимся управлять. В этом нет сомнений.
А академик Каприн уточняет:
- Наибольший эффект в лечении дает сегодня сочетание различных методов лечения - лучевой терапии, таргетной и иммунотерапии, химиотерапии. Ученые и врачи должны сотрудничать более тесно, чтобы находить оптимальные схемы лечения.
- Настанет ли день, когда рак будет побежден? - спросила я нобелевского лауреата.
- Сегодня, - ответил Арье Варшель, - появилось много революционных методик и прорывных препаратов. Однако пока нельзя с уверенностью сказать, что день, когда рак будет абсолютно излечимым заболеванием, вот-вот наступит. Но, повторюсь, в том, что большинством видов онкологических процессов мы научимся управлять в ближайшее время, нет сомнений...