31 августа 1870 года родилась Мария Монтессори, итальянский педагог, первая в Италии женщина-врач. 

Женщина, чье имя навсегда вписано в историю вместе с тремя другими педагогами, определившими способ педагогического мышления XX века, прошла нелегкий путь к успеху и всемирному признанию. 

Долгая история ее жизни началась в небольшом городке Италии, в Чиаpавалле. Родители Марии – Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Отец был государственным служащим, а мать пpоисходила из pода Стопани, где было много ученых. С ранних лет они много вкладывали в воспитание своей дочери. Все это происходило во время, когда положение женщины в обществе было совсем не простым. Но настойчивость стала лейтмотивом жизни Монтессори, помогала ей покорять даже самые неприступные крепости.

В школьные годы учиться Марии было несложно. Любимым предметом была математика. С ней она не расставалась даже в театре, решая сложные задачи в темноте. Монтессоpи решила учиться в технической школе, что считалось небывалой практикой, потому что путь женщинам туда был закрыт. Но будущей ученой это удалось. Это была первая победа над системой образования. Потом она стала учиться в медицинском университете, где лекции приходилось посещать только в сопровождении отца, а заходить в аудиторию можно было только после того, как юноши займут все места. На протяжении обучения она постоянно подвергалась насмешкам со стороны своих сокурсников, но уже тогда Мария поняла, что будет бороться с подавлением личности учащегося.

Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь

М. Монтессори

В студенческие годы Мария подрабатывала в университетской клинике. Там она обратила внимание на детей с нарушениями в развитии, которые были предоставлены сами себе. Это стало отправной точкой в карьере ученой – она приходит к выводу, что для развития ребенка нужна среда, в которой будут собраны знания о мире, развитии цивилизации и человеческие достижения. Этот подход вместе с упорством в будущем приведет Монтессори к заветному статусу – первой женщины-врача в Италии.  

Мария начала работать ассистентом в клинике Сан-Джиованни и параллельно жадно изучала книги по педагогике. Большое впечатление оставили работы Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена, из которых она узнает, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми».

Действительно, метод сработал: воспитанники Монтессори сдали экзамены начальной школы муниципального совета в Риме лучше обычных детей. Это был успех. По решению правительства учредили Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей во главе с Марией Монтессори.

Но педагогические и медицинские знания помогли женщине еще в одном. 6 января 1907 года свои двери открыл первый «Дом ребенка». Его могли посещать запущенные дети с проблемами в воспитании и образовании. Дом становится делом всей жизни Марии. Все внутри него буквально «живет» постулатами создательницы. Здесь царит автодидактическая среда, любовь и уважение к детям. 

«Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».

В 1922 году Монтессори назначают на пост государственного инспектора школ, а спустя семь лет, в 1929 году, вместе со своим сыном она учреждает Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая работает до сих пор.

 «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира». Мария Монтессори

Фото на странице: Natalia Zhuravleva / Wikipedia 

Фото на главной странице сайта: standret / Фотобанк Freepik