Седьмой сын графа Ландольфа Аквинского, в пятилетнем возрасте Фома был отдан в монастырь бенедиктинцев в Монте-Кассино. Но потом, во время учебы в университете Неаполя, он сблизился с доминиканцами и вступил в Доминиканский орден. Дальше была учеба в Парижском и Кельнском университетах, преподавание богословия в Риме и многочисленные труды на стыке философии и теологии — только такая философия в те времена и была возможна и естественна.
Значение трудов Фомы Аквинского для развития средневековой мысли трудно переоценить. В качестве одного из главных достижений упомянем, что он смог связать христианское учение с философией Аристотеля, очистив последнюю от поздних, в том числе арабских толкований. На этой основе Фома создал концепцию, позднее названную по его имени томизмом, в рамках которой учение Христа постигается с позиций разума. Томизм стал господствующим подходом к христианству сначала среди доминиканцев, а потом и у всех католиков — вплоть до Второго Ватиканского собора в 1965 году.
Фома Аквинский также сформулировал «пять доказательств бытия Бога». Его перу принадлежат важные трактаты «Сумма теологии», «Сумма философии», «Дискуссионные вопросы», комментарии к Библии и Аристотелю. Аквинат (как называли его последователи) сформулировал идеи о единстве материи и формы, души и тела.
Философ умер 7 марта 1274 года в монастыре Фосса Нуова близ Рима, по пути на церковный собор в Лион. Его последним трудом стал комментарий к «Песне песен». В 1323 году Фома Аквинский был причислен католической церковью к лику святых. Он считается небесным покровителем католических школ, колледжей и университетов.