Малайские медведи копируют мимику друг друга

Самые маленькие медведи в мире могут точно имитировать мимику другого медведя. Ранее такая способность в животном мире наблюдалась лишь у горилл, пишут зоологи из Университета Портсмута в журнале Scientific Reports.

Самые маленькие медведи в мире могут точно имитировать мимику другого медведя, сообщает портал EurekAlert!. Ранее такая способность в животном мире наблюдалась лишь у горилл, пишут зоологи из Университета Портсмута (Великобритания) в журнале Scientific Reports.​

Малайский медведь, или бируанг, – единственный вид одноименного рода. Он считается самым маленьким медведем в мире: его рост не превышает 1,5 метров, а вес тела достигает 80 килограммов. На груди у медведя есть большое беловатое или рыжее пятно в виде подковы, которое напоминает восходящее солнце – отсюда и научное название вида: Helarctos, «солнечный медведь». Этот вид малочислен и занесен в международную Красную книгу.

В дикой природе малайские медведи предпочитают одиночный образ жизни. Однако, как показало исследование ученых из Университета Портсмута, бираунги могут быть социально активными и очень игривыми животными. В течение двух лет исследователи наблюдали за 22 «солнечными медведями» в возрасте от двух до 12 лет, которые находились в Центре охраны солнечного медведя в Малайзии. Вольеры в это центре были достаточно большими, чтобы медведи могли выбирать, взаимодействовать им друг с другом или нет.

За время исследования медведи приняли участие в сотнях игровых схваток и более чем двухстах «мягких игр». Во время этих встреч исследовательская группа отметила у бируангов два разных «выражения морды»: при одном из них оголялись верхние резцы, а при другом нет. Исследователи отметили, что такое тонкое подражание может помочь двум медведям показать, что они готовы играть более грубо или укрепить социальные связи.

«Широко распространено мнение, что сложные формы общения присущи только видам со сложными социальными системами. Поскольку "солнечные медведи" являются в значительной степени одиночками, наше исследование их мимики при общении ставит под сомнение эту веру», – отметил кандидат наук Дерри Тэйлор (Derry Taylor), исследователь из Университета Портсмута.

Помимо того, что у «солнечного медведя» очень узкий ареал обитания (тропические леса Юго-Восточной Азии), его численность сокращается еще и из-за вырубки лесов, браконьерства. Все больше матерей-медведей убивают, чтобы забрать их детенышей и выращивать в качестве домашних животных. Помимо прочего, бируангов содержат и разводят на фермах по экстракции медвежьей желчи, которую собирают для использования в некоторых китайских лекарствах.

Предыдущее исследование в Университете Портсмута показало, что собаки меняют мимику, если знают, что на них кто-то смотрит.

[Фото: Daniela Hartmann / EurekAlert!]