В Московском университете 26 июня состоялась конференция, организованная кафедрой иностранных языков экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова при участии издательства «Макмиллан». Это уже вторая совместная конференция экономического факультета МГУ и издательства «Макмиллан», и она была посвящена теме «Общекультурная компетенция: реализация принципа интегративности в языковом образовании в вузе». В ней приняли участие 185 преподавателей, заведующих кафедрами, методистов и других специалистов из 57 вузов Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода, Твери, Владимира, Ярославля: МГУ, ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГИМО, РАНХиГС при Президенте РФ  ИБДА, МИЛ, МАТИ, РУДН, МПГУ, РГГУ, МАДИ, МЭСИ, ВАВТ, РГАУ-МСХА, МГАВТ,  МГГУ им. М.А. Шолохова, МГЮА, РАМ им. Гнесиных, МИТХТ, МИРБИС, МГУПС  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По мнению выступавших, сложившаяся система образования не отвечает требованиям времени. «Сегодня взрослым людям не хватает социальных навыков, а полученные знания и система образования быстро стареют», – отметила Ольга Клигерман, региональный руководитель представительств издательства «Макмиллан» в России, Казахстане, Украине, Белоруссии и в странах Центральной Азии.   

Выступление Любови Кулик, заведующей кафедрой иностранных языков экономического факультета

Выступление Ольги Клигерман, регионального руководителя представительств издательства «Макмиллан» в России, Казахстане, Украине, Белоруссии и в странах Центральной Азии

 

Выступление Ирины Экаревой, зав. кафедрой иностранных языков №1 РЭУ им. Г.В. Плеханова


 СПРАВКА

««Макмиллан Паблишерз Лимитед» (Macmillan Publishers Ltd) – одно из крупнейших издательств в мире. Основано в 1843 году, имеет представительства более чем в 80 странах. В России представительство «Макмиллан» было открыто в 2001 году.

Издательство публикует высококачественные академические, научные и учебные издания, современную и классическую художественную и документальную литературу. Специализируется на издании учебной литературы для изучающих английский язык. 

Современность ждет от преподавателей нового похода. Национальная система образования должна быть интегрирована в мировую. Студентов необходимо научить не только профессиональным навыкам, но и взаимодействию в социуме,  умению работать в команде, поэтому при обучении необходимо моделирование условий жизни.

На конференции высшее образование рассматривалось в широком социокультурном контексте. Так, в докладе «Ценности и традиции европейского высшего образования» заведующая кафедрой иностранных языков экономического факультета Любовь Кулик подчеркнула, что ключевыми понятиями, ориентирами, определяющими процесс гармонизации европейского образовательного пространства, являются, в первую очередь, разнообразие и идентичность. Лишь принимая во внимание и уважая культурные и языковые различия национальных систем в целом и сложившиеся академические традиции отдельных университетов, в частности, можно выстроить устойчивое и в то же время гибкое и адаптивное образовательное пространство.

Огромную роль в социальной адаптации выпускников вузов – как в жизни, так и на работе – играет язык.

«Новые технологии, товары, услуги, идеи формируют новое качество жизни, – сказала в своем выступлении зав. кафедрой иностранных языков №1 РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирина Экарева, – различные подходы к решению проблем, включая время и пространство, заставляют людей искать самый быстрый способ достижения цели, одним из которых является английский язык».

Современное образование по системе «Макмиллан» строится на обучении через практику, действие. Многое берется из реального мира и зависит от взаимодействия вузов, социума и бизнеса. При этом учебный процесс должен соответствовать уровню современных технических инноваций, быть интегрированным в мировую систему. И именно английский язык является средством интеграции и общения.

«Благодаря языку мы приобретаем такие важные социальные навыки, как способность работать в команде, слушать собеседника, узнавать больше о культуре и традициях других народов, анализировать события, выражать свою точку зрения, – подчеркнула Ирина Экарева, – Роль преподавателей иностранных языков должна измениться. Наши методы, средства и подходы к обучению должны отвечать новым требованиям. Любое задание должно способствовать развитию социальных навыков».

Этим задачам отвечают все учебные пособия, выпускаемые издательством «Макмиллан»: их методика позволяет успешно сочетать эффективную языковую подготовку с развитием у обучаемых универсальных учебных действий, общекультурных компетенций.

Программа конференции включала «круглые столы», на которых обсуждались различные аспекты языкового образования. Один из них, посвященный интерактивным ресурсам, провели представители издательства «Макмиллан». На другом «круглом столе» заместитель зав. кафедрой иностранных языков экономического факультета МГУ Елена Клейменова и доцент кафедры Елена Кравченко рассказали о стратегии обучения «Team Research Project». Модель последовательного языкового образования на экономическом факультете создана с учетом главных критериев профессиональной языковой подготовки экономистов: непрерывности, преемственности и повышения уровня сложности. Это легло в основу разработанной модели профессионального образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура.

Методика обучения английскому языку в рамках рассматриваемой парадигмы основана как на создании системы языковых и профессиональных компетенций, так и на соотношении этих компетенций с целями и задачами обучения и на распределении этих компетенций по этапам обучения. Базовые компетенции магистратуры, обеспечивающие готовность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач в профессиональной деятельности, легли в основу стратегии обучения «Team Research Project». 

Фото и видео: архив "Научная Россия".