От последнего запуска отечественного зонда на Луну, до запланированного - 45 лет. В октябре Роскосмос планирует отправить аппарат «Луна-25» - зонд с предыдущим порядковым номером «24» полетел к естественному спутнику  Земли в 1976 году. Тогда советская космическая миссия доставила на Землю образцы лунного грунта в 170 граммов. Вспоминаем историю исследований Луны космическими аппаратами.

Успешно доставить советский аппарат в окрестности Луны удалось только с четвертой попытки. Первые три зонда потеряли из-за аварий ракеты-носителя. Пуски ракет с территории СССР во второй половине 1958-го года происходили почти каждый месяц – сентябрь, октябрь, декабрь. И только в январе аппарат «Луна-1» набрал вторую космическую скорость и вышел на расчётную орбиту по направлению к Луне. Станцию планировали разбить о поверхность Луны, но из-за ошибок в расчетах она прошла в шести тысячах километров от цели и стала первым искусственным спутником Солнца.

Поверхность Луны впервые достигла станция «Луна-2». Это произошло 14 сентября 1959 года. Кроме научных исследований она доставила на спутник вымпелы с изображением герба СССР. Столкновение произошло со скоростью около 3 км\с – вымпелы разместили на поверхности металлических шаров с взрывчаткой. При касании Луны заряд детонировал, это позволяло части вымпелов погасить скорость относительно Луны.

Вместе с советскими аппаратами, поверхности Луны пытались достичь и Соединённые Штаты Америки. Миссия «Пионер», как и советская «Луна», теряла зонды из-за аварий ракет-носителей, а первая американская станция, которая достигла второй космической скорости и преодолела притяжение Земли, как и «Луна-1» прошла мимо цели и вышла на гелиоцентрическую орбиту.

Первые фотографии обратной стороны Луны сделал советский аппарат «Луна-3», который пролетел вокруг спутника Земли. Это произошло в октябре 1959-го года.

А через семь лет получилось мягко посадить станцию – в феврале 1966-го автоматическая лунная станция «Луна-9» впервые передала изображения поверхности другого небесного тела.

С орбиты Луну исследовали отечественные и американские спутники. В частности, США с 1966 года по 1968 год вывели на орбиту вокруг Луны пять станций. Зонды отправляли фотографии высокого качества, исследовали химический состав, определили аномалии гравитационного поля, изучали метеоритную и радиационную обстановку.

В 1969 году американцы резко отрываются от Советского Союза в освоении Луны: 21 июля Нил Армстронг становится первым человеком, который шагнул на Луну. Это была миссия «Аполлон-11», а уже через четыре месяца «Аполлон-12» снова высаживает людей на спутник Земли. Тогда астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин вышли в районе Океана Бурь. Вторая миссия провела на поверхности Луны больше 31 часа, удалось собрать образцы лунного грунта и установить научные приборы. Всего американцы высаживались на Луну 6 раз: 2 раза в 1969-м, два раза в 71-м и 2 раза в 72-м году.

Практически в то же время – с 1970-го по 1973-й – СССР исследовал Луну с помощью дистанционно управляемых планетоходов «Луноход-1» и Луноход-2». Аппараты собрали и передали на Землю данные о лунном грунте и фото деталей и панорам лунного рельефа. В августе 1976-го года на Луну отправилась последняя отечественная станция «Луна-24». Возвращаемый зонд привез на Землю образцы лунного грунта и на 14 лет поставил точку в освоении земного спутника. Советские и российские аппараты больше не отправляли для исследований, а японский спутник «Hiten» полетел только в 1990-м году.

Фото на главной: elen1 / ru.123rf.com