Ученые обнаружили, что личинки одного из видов жука-короеда могут прыгать в воздух, при этом каждая личинка скручивается в петлю, когда прыгает вперед. Раньше такое поведение не замечалось, сообщает EurekALert!. Результаты наблюдений представлены в журнале PLOS One.

Известно, что некоторые виды насекомых могут совершать большие прыжки за счет пружинного механизма. Две части тела цепляются друг за друга – так насекомое копит потенциальную энергию, – и, когда размыкаются, вся энергия высвобождается, позволяя насекомому оторваться от земли.

Личинки жука-короеда вида Laemophloeus biguttatus, как выяснили ученые, используют похожий, но все же иной принцип. Они не складываются пополам, а цепляются за землю когтями на своих конечностях, накапливая энергию. Как только когти отцепляются, потенциальная энергия преобразуется в кинетическую – и личинка прыгает. Прыжок совершается со скоростью полметра в секунду.

Чтобы определить, как L. biguttatus выполняет свои акробатические трюки, исследователи снимали прыжки на видео с частотой до 60 тысяч кадров в секунду. Это позволило зафиксировать все внешние движения, связанные с прыжками, и предположить, что конечности создавали фиксирующий «замок» с землей.

Исследователи также оценили мышечную массу личинки, чтобы определить, может ли она совершать прыжки, используя только свои мышцы. Как выяснилось, личинкам не хватало мускулатуры, чтобы прыгать в воздух так далеко или так быстро, как они прыгали на видео. Следовательно, им оставалось только цепляться когтями за землю.

Авторы работы загрузили видео с прыжками L. biguttatus на YouTube – и его посмотрели японские ученые, которые заметили подобное прыгающее поведение у личинок другого вида жуков под названием Placonotus testaceus. Примечательно, что эти роды не являются близкородственными.

«Это вызывает много вопросов. Это поведение развилось отдельно? Встречается ли он у других видов жуков? Являются ли эти роды более тесно связанными, чем мы предполагали ранее? Здесь предстоит много интересной работы», – отмечают исследователи.

[Фото: Matt Bertone, NC State University]