В рамках проекта сообщества «Твой сектор космоса» в «Научке» (Первая научно-популярная библиотека в Москве, ул. Дубининская, д.20) состоялась лекция Александра Фарафонова «Пилотируемый полет на МКС: от старта до посадки».
Космическое пространство до сих пор, в век технологий кажется нам чем-то загадочным и до конца непознанным. Однако для вывода космического корабля на низкую околоземную орбиту требуется всего 9 минут, а весь путь до Международной космической станции (МКС) занимает порядка 6 часов. На своей лекции Александр Фарафонов собрал немалое количество любителей космоса. Это люди, которых интересуют нюансы подготовки космического корабля и ракеты-носителя для полета, а также особенности бытовой жизни космонавтов за пределами Земли. Пожалуй, глядя на собравшуюся аудиторию, понимаешь, что каждый из них относится к этому виду деятельности с толикой романтизма, слушает лектора и желает узнать, а как действительно работают специалисты, у которых «Земля в иллюминаторе видна».
На космодром Байконур сейчас организуют туристические поездки, и можно увидеть запуск ракеты своими глазами. На примере старта ракеты «Союз» лектор показывает, что вверх ракета летит лишь 20 секунд, далее ее начинает разворачивать в сторону, и практически 9 минут ракета летит горизонтально, как самолет.
«Когда мы были на космодроме «Байконур», через 1.5 часа после запуска корабля, мы видели, когда выходили смотреть на звездное небо, как за это время корабль, который был выведен на орбиту, практически полностью успел облететь нашу планету. На 9 минуте полета, если это ночной пуск, ракету в виде яркой звездочки можно увидеть на горизонте. Ракету всегда стараются запускать на восток, потому что в ту сторону вращается Земля и есть добавочная скорость», - рассказывает лектор.
Первые 2 минуты полета работают 4 боковых блока (1 ступень ракеты) и центральный блок (2 ступень), то есть 5 двигателей. За одну секунду в двигателе сгорает 250 кг топлива, ракета «выбрасывает» из себя огромную массу сгоревшего топлива, за счет этого она толкается и летит.
«В ракетных двигателях, например, на ракете «Союз» в качестве горючего используется керосин, который подается из одних баков, и из других баков подается окислитель. Они попадают в камеру сгорания, распыляются через форсунки, перемешиваются и разгоняются. Условия в камере сгорания таковы, что весь процесс происходит под большим давлением и температурой около 3 000 градусов, и требуется охлаждение, которое достигается путем прогона компонента топлива через «рубашку» охлаждения», - показывает на слайде Александр.
Пустая ракета, при этом, весит где-то 30 тонн, а заправленная уже 330 тонн. Наверху ракеты находится сам космический корабль (весит 7 тонн), который выводится на орбиту, там же сидят космонавты. Корабль конструктивно состоит из 3 частей: бытовой отсек (жилая зона, где вешаются спальные мешки), спускаемый аппарат (самый главный, где расположены кресла, в которых размещены космонавты в момент старта и приземления), приборно-агрегатный отсек (здесь находится запас топлива для маневров, двигательная установка).
«Зайти в сам корабль можно только через бытовой отсек, в нем есть круглый посадочный люк. Заходя в него, космонавты смотрят вниз под ноги, под ногами видят переходной люк спускаемого аппарата, куда им нужно зайти. Находится там 3 человека – командир сидит в центре, слева-справа 2 бортинженера в позе эмбриона. Посадка в космический корабль производится за 2.5 часа до старта», - комментирует Александр Фарафонов.
У космонавтов существует ряд традиций, которые неукоснительно соблюдаются: они расписываются на дверях гостиницы, в которой жили, прибывают на космодром за 2 недели до старта и живут в особых условиях (соблюдается карантин, чтобы специалисты не заболели). За 5 часов до запуска ракеты космонавты облачаются в полетные скафандры (скафандр «Сокол»), в них можно зайти через «распах» в области живота. Оболочка скафандра герметична, сделана из резины, а потом «распах» зажгутовывают и застегивают молнию.
«Обратите внимание, что корабль и космическая станция покрыты специальной тканью, которая называется экранно-вакуумная теплоизоляция, она сделана из 15 слоев фольги и работает, как термос, не пропуская температуру. Из бытового отсека корабля космонавты переходят и на борт космической станции. Процесс напоминает плавание под водой, отталкиваются они руками, ноги не участвуют в движении, облокачиваются на какие-то поручни. Прилетая первый раз на станцию, космонавт в невесомости чувствует себя неуклюже, не понимает, за что держаться. Опытные же космонавты, совершившие 3 полета, делают это уже с «закрытыми глазами». Станция сейчас очень большая, она состоит из 15 модулей, в которых участвуют представители России, США, Канады, Европейского союза и Японии», - говорит Фарафонов.
На станции также находится разнообразное научное оборудование. Для того, чтобы правильно эксплуатировать приборы, необходимо знать множество дисциплин, ведь, если что-то сломается, чинить придется самому, прибегая лишь к радиосвязи.
Космонавты принимают пищу прямо на орбите. Раньше еда доставлялась только в тюбиках, сейчас это сублимированные продукты в пакетах, которые разбавляют водой на станции, и они готовы. Часть продуктов хранится в консервах, также есть различные соусы и добавки. Космонавты используют столовые ложки с длинной ручкой для того, чтобы было удобнее попадать в пакет с сублимированной едой. Типичный режим дня космонавта: 8 часов работа (научные эксперименты), 8 часов сон и 8 часов личного времени (еда, обязательные занятия спортом).
Завершая полугодовую командировку, экипаж переходит обратно в космический корабль, закрывает люк космической станции, переходит в спускаемый аппарат, который летит на Землю.
«Космонавты должны приземлиться в заданный район. Существует 13 зон посадок, они расположены в Казахстане (необходимая местность – малонаселенная степь). Корабль, который отделился от космической станции, но продолжает полет вокруг Земли, необходимо развернуть против хода полета движения, обеспечив торможение. Когда корабль летит по снижающейся траектории, скорость у него будет больше, чем до момента торможения. Над Средиземным морем на высоте 140 км произойдет разделение корабля на отсеки – отделяется бытовой и приборный отсек с двигателем, и на высоте 100 км начинается погружение в атмосферу. Позже начинает работать парашютная система – таковы этапы спуска с орбиты», - объясняет лектор.
Надо отметить, что Александр Фарафонов ответил на все вопросы, которые возникали у гостей. Кроме того, в зале присутствовали специалисты, которые много лет проработали в данной области. Они также были готовы пообщаться с единомышленниками.
Фотографии предоставлены фотографом проекта «Твой спектор космоса» Владиславом Озерецковским