Двое пациентов Сальгренского университетского госпиталя из шведского города Гетеборг теперь живут с венами, выращенными из стволовых клеток по ускоренной методике. Стволовые клетки извлекли из крови пациентов, минуя болезненную процедуру пункции костного мозга. Выращивание вен заняло всего одну неделю. Результаты исследований и операций, проведенные профессором трансплантационной биологии Сушитрой Сумитран-Хольгерссон (Suchitra Sumitran-Holgersson) из Сальгренской академии и хирургом Микаэлем Олауссоном (Michael Olausson) из трансплантационного центра и профессором Сальгренской академии, опубликованы в статье в журнале EBioMedicine. Пресс-релиз об этой работе размещен на сайте университета Гетеборга.

Процедуру получения стволовых клеток из собственной крови пациента профессор Сумитран-Хольгерссон впервые опробовала в 2012 году, чтобы вырастить кровеносные сосуды для двух пациентов-детей (девочки возрастом 4 года и 21 месяц). У больных отсутствовали вены, связующие желудочно-кишечный тракт и печень. Обычно стволовые клетки берут из костного мозга, и эта процедура очень болезненна. Чтобы ее избежать, Сумитран-Хольгерссон нашла способ извлечь материал из крови. Ей понадобилось всего 25 миллилитров — это около 4 чайных ложек. Стволовые клетки удалось выделить с первого раза, а выращивание вены заняло неделю, так как кровь содержит вещества, помогающие росту тканей.

Три года назад Сумитран-Хольгерссон и Олауссон уже делали одну операцию по трансплантации вен, выращенных их стволовых клеток. Тогда материал для вен извлекли обычным путем из костного мозга, а процесс выращивания кровеносного сосуда занял месяц. Из трех пациентов, получивших экспериментальное лечение, двое чувствуют себя нормально, их новые вены функционируют хорошо. А один ребенок пока находится под наблюдением, и исход лечения не вполне ясен.

Фото превью: Гётеборгский университет