Крошечная «воронка» на вирусах помогает бороться с ними

Обнаруженная «воронка» на поверхности вирусов может стать целью новых лекарств, эффективных против патогенов, - пишет sciencenews.org со ссылкой на PLOS Biology.

Когда ученые проверили противовирусные соединения на клетках, выращенных в лаборатории, команда нашла нечто, блокирующее репликацию энтеровируса. Криоэлектронная микроскопия показала, что соединение, по-видимому, блокирует ранее неизвестную «вмятину» на белковой оболочке вируса.

Дополнительное тестирование показывает, что такой «карман» широко распространен среди пикорнавирусов - семейства вирусов, которое включает энтеровирусы, вызывающие заболевания рук, ног и рта, а также более опасные инфекции, и риновирусы, ответственные за простуду. На данный момент нет доступных противовирусных препаратов для лечения этих патогенов.

Воронка «является отличной мишенью для противовирусных препаратов», которые могут быть эффективными против многих из этих типов вирусов, говорит Сьюзан Хафенштейн - структурный вирусолог из Медицинского колледжа в штате Пенсильвания, который не участвовал в исследовании.

Эти вирусы легко избегают воздействия препаратов, потому что они очень часто видоизменяются. Чтобы определить лекарственные мишени в вирусах, «важно определить ключевые рабочие компоненты», которые необходимы этим патогенам для выживания.

Во время инфекции вирусы вводят свой генетический материал в клетки и захватывают клеточный механизм, чтобы произвести больше вирусных частиц. У пикорнавирусов белковая оболочка окружает внутреннее ядро ​​вируса генетического материала. Предыдущие исследования показывают, что оболочка меняет форму для высвобождения вирусами генетического материала.

Но химическое соединение, идентифицированное структурным вирусологом Сарой Батчер из Университета Хельсинки, вирусологом Йоханом Нейтсом из Университета Лёвена в Бельгии и их коллегами, связывается с недавно обнаруженным «кратером» в белковой оболочке и, по-видимому, блокирует его. «Эта блокировка предотвращает заражение клеток вирусом», - говорит Батчер, потому что оболочка не может изменить свою форму и высвободить генетический материал.

Затем исследователи проверили другие подобные соединения и обнаружили, что таким способом им удалось блокировать многие другие пикорнавирусы, что указывает на то, что «воронка» является общей чертой этого семейства вирусов и играет ключевую роль в их жизненном цикле.

Сейчас команда изменяет эти соединения, чтобы улучшить их свойства для использования в качестве противовирусных лекарств.

вирус гены пикорнавирусы противовирусные лекарства энтеровирусы